Установление количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, и доначисление платы за коммунальные услуги: проблемы правоприменительной практики. Как влияет количество прописанных и проживающих человек на квартплату и оплату коммунальных услуг?

Каждый собственник, регистрирующий у себя жильца, должен знать, на что влияет количество фактически прописанных человек при оплате ЖКХ. Потому как в некоторых ситуациях именно число проживающих граждан формирует сумму коммунальных услуг. Следовательно, если зарегистрировать у себя еще одного человека, то тогда потребуется больше средств отдавать в месяц. Также придется подумать и о других важных моментах, которые касаются данного вопроса. Например, узнать, надо ли уплачивать коммуналку тем, кто прописан, но не проживает в квартире. Рассмотрим наиболее значимые темы, относящиеся к жилищно-коммунальным услугам.

За что придется платить

К жилищно-коммунальным услугам можно отнести различные удобства, которые предоставляются для жителей квартир и частных домов. Однако далеко не все ЖКХ должны будут больше оплачиваться из-за появления нового жильца. Отметим, что существует зависимости от количества зарегистрированных по адресу человек. Поэтому сумма за коммуналку способна стать ощутимо больше, если прописать у себя еще одного гражданина.

Для государства будет не важно, действительно ли человек проживает по конкретному адресу. Он может только числиться за ним, при этом находиться будет в другой квартире или даже в ином городе. Но оплата коммунальных услуг все равно будет начисляться на него, и платить придется либо ему самому, либо владельцу недвижимости.

Совсем другой оказывается ситуация, когда у граждан стоят счетчики, фиксирующие затраченный объем коммунальных услуг. В этой ситуации потребуется отдавать средства за то, что действительно было использовано. От количества прописанных людей будет зависеть то, какой объем тратится. Ведь если появится еще один человек, то ему тоже нужно будет использовать воду, электричество и газ.

При этом коммунальные платежи увеличатся только по следующим услугам:

  1. Электроэнергия.
  2. Горячая и холодная вода.
  3. Вывоз бытовых отходов.

Вполне логично, что от количества прописанных будет зависеть то, насколько много потребляется той же электроэнергии и других вещей. Поэтому, если не стоит счетчик, то тогда расчет будет производиться следующим образом. Для каждого региона есть свои показатели, которые применяются к людям. Можно будет узнать, сколько требуется платить в месяц за одного человека, а потом умножить данный показатель на количество прописанных в квартире.

Когда стоит счетчик, то тогда людям потребуется оплачивать ровно столько, сколько они действительно израсходовали. Так выходит более честно, и нередко приходится значительно меньше платить, чем в первом случае. Поэтому, если есть возможность поставить счетчик, то ей стоит непременно воспользоваться.

К слову, за отопление и содержание дома не придется доплачивать за нового человека. Потому как там идет расчет в зависимости от площади недвижимости. Ведь отопление подается одинаково как для квартиры, где прописан один человек, так и для жилища с несколькими жильцами.

Доля для каждого

Разобравшись с вопросом, какие коммунальные услуги оплачиваются по количеству прописанных граждан, следует разобраться с долей каждого жильца. Нередко, если в квартире проживает семья, не делят платеж. Потому как, допустим, за услуги платит супруг, а его жена и дети не выделяют деньги. Однако бывает необходимость, чтобы все, кто прописаны, за себя отдавали денежные средства.

Как уже говорилось, если не стоят счетчики, то тогда на каждого зарегистрированного выделяется сумма, положенная по нормативам в конкретном регионе. Можно лично узнать, какой именно используется показатель, чтобы обязать к уплате своей коммуналки. Естественно, подобное возможно только для платежеспособных личностей, ведь, допустим, ребенок не сможет отдавать за себя денежные средства.

Отдельно нужно рассмотреть ситуацию со счетчиком, когда от количества зарегистрированных меняется объем использованных ресурсов. Тогда уже будет сложнее рассчитать, сколько на самом деле должен платить один человек.

Важно! Проще всего будет взять общую сумму и поделить на количество зарегистрированных личностей. Но тогда можно будет только примерно сказать, кто и сколько средств обязан отдавать.

Нередки оказываются ситуации, когда кто-то экономит на ЖКХ и старается использовать по минимуму, а другие жильцы, наоборот, не следят за потреблением ресурсов. Естественно, оказывается не выгодно платить поровну. Но при этом достаточно сложно будет посчитать, сколько, по факту, расходует каждый житель квартиры. Можно разве что попробовать лично договориться о том, чтобы кто-то платил меньше, а кто-то больше.

Кто будет оплачивать

Мы уже определились, как от количества прописанных людей зависят коммунальные счета. Однако актуальным остается вопрос, кто именно должен будет оплачивать. Как известно, если своевременно не перечислять денежные средства, то тогда это приведет к отключению коммунальных услуг. Поэтому важно в положенные сроки осуществлять платежи, и обязанность лежит на одном человеке.

Как известно, каждый поставщик ресурсов заключает договор либо с жилищной конторой, либо с квартиросъемщиком. И тогда все счета будут приходить исключительно собственнику недвижимости, а не тем людям, которых он решил зарегистрировать. Поэтому обязанность возлагается на владельца недвижимости, и именно он отвечает за своевременное перечисление денежных средств.

Далее уже сам собственник решает, делить сумму между всеми жильцами или нет. Потому как у него есть право требовать возместить ту долю, которую должен платить другой гражданин. Важно правильно рассчитать и суметь договориться о подобном. Можно как предварительно собрать с других прописанных людей деньги, так и требовать их уже после оплаты.

Также сейчас существует возможность разделить лицевые счета на всех собственников недвижимости. Это актуально для долевой собственности, где владельцев двое и больше, и для каждого определена своя часть. Тогда они будут отдавать деньги в зависимости от той доли, которая находится на них. Следовательно, если у них во владении только 15% жилья, то тогда за столько они и будут уплачивать.

Самое главное, своевременно обсудить вопрос по поводу жилищно-коммунальных услуг. Ведь из-за разногласий может задержаться платеж, либо владельцу придется доставать деньги из своего кармана. Поэтому, прежде чем кого-либо прописать, важно ему пояснить ситуацию с коммуналкой.

Возможные ситуации

Вопрос по поводу жилищных услуг достаточно неоднозначен, и в некоторых ситуациях может быть непонятно, как именно поступить. Недостаточно знать, от чего зависит размер выплат. Также потребуется помнить о случаях, когда не ясно, нужно ли перечислять средства за потребление ресурсов.

Бывает такое, что человек владеет квартирой, однако там никто не прописан. Допустим, недвижимость досталась по наследству, либо ее приобрели для будущего ребенка. Законодательство говорит о том, что даже если зарегистрированных людей нет, то все равно придется отдавать средства за коммуналку. Не будут обращать внимание на то, живет кто-то в квартире, или она пустует.

Однако данную проблему можно легко решить, если поставить счетчики на все энергоносители. То есть, начать учитывать расход газа, электричества или воды. В этом случае будет вестись фактический учет потраченных ресурсов. Если никто их использовать не будет, то тогда и счет окажется нулевым, и платить вообще не придется. Другое дело, нужно ли тратиться на расходомеры тепловой энергии, учитывая их дорогую стоимость. Их можно порекомендовать поставить в той ситуации, если недвижимость будет еще долго пустовать.

Бывает и такая ситуация, когда человек прописан на территории недвижимости, однако тут не проживает. При этом платеж будет приходить и на него из-за отсутствия счетчиков. Естественно, подобное не выгодно, как для собственника жилплощади, так и для прописанного человека, если с него требуют деньги. Проблему можно решить следующим образом.

Стоит взять справку о том, что гражданин сейчас живет в другом доме и именно там платит за использование ресурсов. Далее с этим документом следует обратиться в жилищную контору и в каждую компанию, которая оказывает услуги. Тогда, если все пройдет как надо, счета будут скорректированными. Следовательно, их размер уменьшится, но придется каждые полгода приносить справку поставщикам. Это нужно для того, чтобы подтвердить, что человек действительно отсутствует по конкретному адресу.

Если возникла проблема с одним из зарегистрированных людей, то тогда можно стребовать с него деньги несколькими способами. Когда гражданин не является собственником помещения, то можно пригрозить прекращением регистрации. Вполне возможно, что тогда он одумается и решит все-таки платить за себя. Если и это не поможет, то останется подать иск в судебный орган. Тогда уже придется в законодательном порядке решать, что именно делать с неплательщиком. Как правило, суд признает квартирантов утратившими права, и обяжет выплатить положенную сумму. Но, естественно, владельцу недвижимости потребуется доказать, что люди действительно не платили, и он сам отдавал денежные средства на протяжении конкретного периода.

Дмитрий Никитин, кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

На потребителя коммунальных услуг возложена обязанность информировать управляющую организацию об увеличении или уменьшении числа жильцов в занимаемом им жилом помещении, не оборудованном прибором учета. Данная обязанность исполняется не часто, чем, вероятно, объясняется предоставление управляющим организациям права устанавливать количество временно проживающих в жилом помещении граждан. Проведение подобных проверок не всегда соответствует установленному законом порядку и может повлечь признание ее результатов незаконными.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена в ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп.) (далее - ЖК РФ). В частности, у собственника помещения данная обязанность возникает с момента возникновения права собственности (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (с изм. и доп.) (далее - Правила).

Вопросы, связанные с начислением платы за коммунальные услуги при нахождении в жилом помещении временно проживающих потребителей, регламентируются п. 56-58 Правил.

Как следует из п. 56 Правил, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Таким образом, из приведенной нормы можно выделить два основных момента:

Факт нахождения в жилом помещении временно проживающих потребителей может повлечь доначисление платы за коммунальные услуги в случае отсутствия приборов учета;

Необходимо устанавливать, проживают ли посторонние (незарегистрированные) лица в жилом помещении более 5 дней подряд.

Наличие одного акта обследования жилого помещения едва ли может служить доказательством нахождения временно проживающих потребителей в течение срока, превышающего 5 дней подряд.

Так, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда пришла к выводу, что ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих фактическое постоянное или временное (более 5 дней) подряд нахождение каких-либо лиц в количестве 3-х человек в квартире истца в спорный период, что могло бы явиться основанием для исчисления размера платы за коммунальные услуги исходя из 3-х человек.

Акт обследования незаконного проживания от 20 апреля 2013 г. не может свидетельствовать о проживании 3-х человек в спорной квартире, поскольку он составлен на конкретную дату - 20 апреля 2013 г. и не содержит сведений о проживании трех человек в период с 1 января по июль 2013 г. .

Право исполнителя , в качестве которого может выступать управляющая организация, на составление акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, закреплено с 1 июня 2013 года . Установление количества фактически проживающих граждан в жилом помещении и составление подобного акта до указанной даты могло на основании ст. 14.7. («Обман потребителя») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) (далее - КоАП РФ) повлечь привлечение управляющей организации к административной ответственности .

В силу пп. «е(1)» п. 32 Правил исполнитель вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.

Помимо акта подтверждение проживания временных жильцов в жилом помещении может «усиливаться» и другими доказательствами: данными о фактическом потреблении электроэнергии, свидетельскими показаниями соседей, записями видеокамер в подъезде, активными сессиями доступа в интернет и т.п. .

Согласно п. 57 Правил размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем.

Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:

а) ввода в эксплуатацию прибора учета;

б) окончания срока проживания временных жильцов, о чем исполнитель был проинформирован письменным заявлением.

Порядок составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, а также предъявляемые к нему требования закреплены в п. 56(1) Правил, а именно:

Данный акт составляется исполнителем;

Акт должен быть подписан исполнителем и потребителем;

В случае отказа потребителя поставить свою подпись акт подписывается исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией;

В акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей;

Если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт, или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка;

Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю);

Акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 14 июня 2013 г. № 05-14-182/3 (с изм. и доп.) утверждены Методические рекомендации по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением (далее - Методические рекомендации).

Следует отметить, что данный акт имеет рекомендательный характер, о чем можно судить уже по его названию. За последнее время Методические рекомендации претерпели изменения и в действующей редакции мало чем отличаются от положений п. 56-58 Правил. К нынешним его достоинствам можно отнести, в частности, наличие п. 3.3.6, в котором установлен трехдневный срок для направления собственнику, который отсутствовал при проведении проверки, акта (или актов) почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Ранее Методические рекомендации предусматривали следующий алгоритм действий (п. 3.3.1-3.3.3). Проверка жилых помещений должна была осуществляться Комиссией, в состав которой входили представители Управляющей организации и общественности, в том числе члены совета данного многоквартирного дома в количестве не менее двух человек. Результат проверки должен был оформляться Актом, устанавливающим постоянное проживание незарегистрированных граждан, с указанием даты составления Акта, состава комиссии, адреса жилого помещения, фамилии, имени, отчества проживающих, не зарегистрированных в данном жилом помещении граждан и периода проживания. Примечательно, что проверку рекомендовалось осуществлять не менее 2 (двух) раз в расчетный период - не позднее 10 дней с начала расчетного периода и не позднее 10 дней до окончания расчетного периода . За расчетный период брался календарный месяц.

Таким образом, приведенный порядок, как представляется, был направлен на то, чтобы предать данным проверкам большую объективность, а также уменьшить злоупотребления управляющих компаний, сотрудники которых нередко фиксируют информацию «со слов соседей» либо допускают нарушения при составлении актов.

Приведем примеры из практики.

    В иске о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг из расчета 25-ти проживающих граждан было отказано, т.к. истцом не доказано, что в спорной квартире временно проживают 25 человек.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда пришла к выводу, что представленные в материалы дела акты не отвечают требованиям, предъявляемым законом к таким актам, так как в них отсутствуют необходимые сведения: время его составления; фамилия, имя собственника жилого помещения. Не исполнена обязанность по вручению его собственнику, направлению его исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Сведений о том, что собственники жилого помещения извещались о времени и месте составления акта, присутствовали при его составлении и отказались от подписи, представленные акты не содержат. В акте не указано, кто именно фактически проживает в спорной квартире (указано только общее количество проживающих - 25), не указаны их паспортные данные, правовое основание для занятия квартиры .

    Акт обследования незаконного проживания в квартире истца от 16 сентября 2013 г. признан незаконным , поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым законом к таким актам. Не исполнена обязанность по вручению его собственнику и направлению исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции .

Согласно п. 58 Правил количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в пп. «б» п. 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.15 КоАП РФ.

Весьма примечательно, что п. 58 Правил не называет акт, составляемый согласно п. 56(1) Правил, среди оснований определения количества временно проживающих в жилом помещении потребителей. Минстроем России готовились соответствующие поправки, дополняющие п. 58 Правил указанием на акт.

В арбитражной практике вырабатывается подход, согласно которому составление акта (актов) в отсутствие протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.15 КоАП РФ, не может являться законным основанием для доначисления платы за коммунальные услуги .

Ссылка на ст. 19.15 КоАП РФ также порождает неопределенность. В действующей редакции КоАП РФ в ст. 19.15 установлена ответственность за проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). В свою очередь, ответственность за проживание без регистрации и нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении установлена ст. ст. 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ.

По нашему мнению, установление факта проживания временных жильцов для целей доначисления платы за коммунальные услуги не должно в каждом случае ставиться в зависимость от составления протокола об административном правонарушении, поскольку нормы Правил, КоАП РФ и Постановления № 713 имеют различные функции. В п. 58 Правил необходимо внести соответствующие изменения.

По количеству проживающих или по количеству зарегистрированных в квартире граждан платить коммунальные платежи? Таким вопросом все чаще задаются собственники квартир.

В России расчет коммунальных платежей всеми управляющими организациями ЖКХ осуществляется согласно «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, далее - правила.

За 5 лет действия указанных Правил их применение на практике все еще вызывает не только множество вопросов о порядке расчета коммунальных платежей, но и множество злоупотреблений указанными Правилами управляющими организациями. Согласно указанных Правил расчет коммунальных платежей собственникам квартир за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию производится либо по показаниям индивидуальных приборов учета воды и электроэнергии (далее - по счетчикам) либо по количеству «проживающих (зарегистрированных)» в квартире лиц. При наличии счетчиков воды и электроэнергии совершенно неважно сколько в квартире проживает лиц или сколько лиц зарегистрировано. При наличии счетчиков собственник квартиры будет оплачивать ресурсы по показаниям индивидуальных счетчиков с учетом тарифов и количества потребленных ресурсов за месяц. Однако, расчет управляющими организациями коммунальных платежей за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, собственникам квартир не имеющих счетчиков, исчисляется исходя из количества проживающих лиц. Указанные расчеты производятся по формулам расчета коммунальных платежей, данных в Приложении №2 Правил. Общее количество формул 15. Формулы зависят от типа дома, наличия общих и (или) индивидуальных приборов учета воды, электроэнергии. Например, если у вас современный многоквартирный жилой дом с общедомовым прибором учета воды, а счетчики воды установлены лишь у части собственников квартир, то расчет коммунальных платежей должен производится по формуле №3. Многие граждане крупных городов живут именно в таких жилых домах. В формулах расчета платежей указано, что при расчете учитывается количество граждан: «проживающих(зарегистрированных)» в квартире. Именно это словосочетание и стало вопросом и камнем преткновения и злоупотребления со стороны некоторых недобросовестных управляющих организаций по всей стране. Некоторые управляющие компании вольно трактуют понятие «проживающий» и считают проживающими в квартире (доме) всех лиц, которые там находятся, независимо от того зарегистрирован ли гражданин в этой квартире или нет. Конечно, не всегда сотрудники управляющих компаний обходят квартиры с целью подсчета проживающих граждан. Считают граждан председатели ТСЖ, а также старшие по подъездам многоквартирного дома. Не секрет, что председатели ТСЖ получают заработную плату из кассы управляющей компании, а их доход зависит от сбора квартплаты, а иногда и от установки собственниками квартир счетчиков воды. Многие председатели ТСЖ агитируют собственников на установку счетчиков воды. Установка счетчиков воды это хорошая статья дохода управляющей организации, поскольку счетчики часто выходят из строя и подлежат обязательной замене после 5-ти лет эксплуатации. По работе мне приходилось сталкиваться с тем, что граждане, отказывавшиеся устанавливать счетчики получали на следующий месяц квитанции об оплате коммунальных услуг исходя не из количества зарегистрированных лиц, а исходя из количества всех проживающих в квартире лиц. Для этого недобросовестные управляющие компании и ТСЖ использует такое выражение как - «фактически проживающие» лица. Естественно сумма за коммунальные платежи заметно возрастает, как правило, на 700 - 750 рублей за каждого «фактически проживающего» в квартире гражданина. Часто такие действия со стороны ТСЖ и управляющих организаций являются следствием попытки заставить собственников квартир устанавливать счетчики воды и, соответственно, пополнять кассу коммунальной организации. Данные злоупотребления со стороны ТСЖ и управляющих организаций стали возможными благодаря отсутствию в Правилах точного определения и понятия кого необходимо считать проживающим в квартире гражданином. Это позволяет недобросовестным работникам управляющих организаций начислять платежи собственникам жилья и за проживающих и за зарегистрированных в квартире граждан, да и вообще за любого гражданина, которого ТСЖ может посчитать за проживающего в квартире. В квитанциях на оплату услуг при этом указывается количество проживающих и количество зарегистрированных лиц. В таких случаях в квитанциях на оплату услуг количество проживающих указывается, как минимум, больше на 1-го человека, по сравнению с количеством зарегистрированных лиц, что противоречит п. 38 указанных Правил, согласно которым в квитанции указывается только количество зарегистрированных лиц.

Однако, законодатель все же дал понятие проживающего в квартире лица. С юридической точки зрения, под проживающими следует понимать только зарегистрированных в квартире граждан. Именно по количеству зарегистрированных граждан (по месту жительства или по месту пребывания) и должны производиться расчеты за горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение при отсутствии счетчиков. Конструкция словосочетания «проживающих (зарегистрированных)» уточняет в скобках, что Правительство РФ под проживающими считает только зарегистрированных граждан. Это подтверждается не только данной конструкцией словосочетания, но и п. 38 Правил где указано, что: « в платежном документе за коммунальные услуги, при отсутствии индивидуальных приборов учета, объем потребленных ресурсов указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг…., а также из числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения)» И, самое главное, согласно пункта 2 общих положений вышеуказанных правил,: «Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов». На законных основаниях, согласно Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в России разрешено и положено проживать только с регистрацией по месту жительства и месту пребывания. Все вышеуказанное свидетельствует о том, что понятие «проживающий» и «зарегистрированный» являются юридическими синонимами. Проживающими по определенному адресу могут быть только зарегистрированные граждане, лица же не зарегистрированные по определенному адресу не являются проживающими по указанному адресу. Разделение этих понятий недопустимо при применении законодательства не только в сфере ЖКХ, но и других отраслях российского права. Лицо нигде не зарегистрированное является лицом без определенного места жительства, то есть не является где-либо проживающим. Кроме того, в юридической практике совершенно недопустимо использование при начислении коммунальных платежей такого понятия как «фактически проживающий» гражданин. В связи с действием вышеуказанных законодательных актов такого понятия просто не существует. Ни участковый, ни председатель ТСЖ, ни тем более старший по подъезду, ни даже контролер управляющий организации не вправе подсчитывать граждан, составлять акты о фактически проживающих и находящихся в квартире лиц для расчета коммунальных платежей. Указанные лица не вправе этого делать лишь потому, что понятия фактического проживания гражданина в законодательстве РФ попросту не существует. «Фактическое проживание» это такой же юридический синоним понятия «зарегистрированный» Применение этого понятия отдельными управляющими организациями свидетельствует о неправильном приминении и понимании закона. Понятия «зарегистрированный», «проживающий», «фактически проживающий» фактически являются юридическими синонимами и обозначают одно и тоже. Разделение этих понятий при расчете коммунальных платежей собственникам жилых помещений недопустимо.

Вообще, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ). В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет в России вводился не только для реализации гражданином своих прав и свобод, но и для исполнения гражданином обязанностей перед государством, обществом и другими гражданами. Оплата гражданином предоставленных коммунальных услуг является своеобразной обязанностью перед обществом.

Регистрация по месту жительства и месту пребывания, как было указано выше, является обязательной в Российской Федерации. Таким образом, институт регистрации граждан служит не только средством реализации прав, свобод и обязанностей граждан, но также является единственным средством юридического подтверждения места жительства гражданина РФ. Это означает, что при расчете коммунальных платежей, под проживающим в квартире должен пониматься только зарегистрированный в ней по месту жительства или месту пребывания гражданин. Применение понятие фактического проживания при начислении коммунальных платежей отдельно от понятия "зарегистрированного гражданина" недопустимо.

Собственники, столкнувшиеся с проблемой неверного расчета коммунальных платежей за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение вследствие учета управляющей организацией незарегистрированных в квартире лиц, то есть лиц, которые там юридически не проживают, вправе отстаивать свои права, как лично, так и с помощью адвоката. Не стоит позволять чиновникам из управляющих организаций взимать лишние деньги.

В соответствии с п.114 указанных Правил, контроль за их исполнением возложен на органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов РФ, на органы исполнительной власти РФ. При неправильном расчете коммунальных платежей управляющими организациями собственник вправе обратится в указанные органы с жалобой. Также можно обратиться с жалобой к прокурору или обратится за помощью к адвокату. Хотя, как показывает практика, лучше все же начать с адвоката, специализирующегося на делах по ЖКХ.

Сибалаков Алексей Геннадьевич
Адвокат палаты Адвокатов Самарской области

На "ЗАКОНИИ" действует добровольная регистрация . Это удобно: Вам достаточно один раз авторизоваться, чтобы оставлять комментарий. Если Вы уже зарегистрировались, пожалуйста, авторизуйтесь . Или авторизуйтесь через социальную сеть Написал Сибалаков Алексей (Sibalakov) 16.04.2011 22:44

  • Написал Сибалаков Алексей (Sibalakov) 16.04.2011 22:34
  • Сообщение от Cheslav

    Я полагаю, что г-н Сибалков, комментируя весьма актуальную для граждан тему, искажает или не понимает смысловой нагрузки слов "регистрация и "проживание". Вы юрист, Алексей Геннадьевич, и юридически статья написана безупречно. Но Ваша интерпретация этих слов великих филологов России, составителей словарей русского языка (С.И. Ожегов и З.Е. Александрова), просто некорректна. Вы утверждаете, что зарегистрированный и проживающий - это синонимы. Позвольте с Вами не согласиться. Зарегистрировать - значит отметить, зафиксировать, записать, отметить с целью учета. Проживать - обитать, жить, квартировать, стоять на квартире, жительствовать. Как видите, эти слова несут совершенно разную смысловую нагрузку, и связывать их воедино недопустимо.
    Я председатель ЖСК, и, хочу Вам заметить, что подобные ситуации у меня раньше постоянно возникали. Но, выиграв несколько исков в Московских судах, и проинформировав жильцов дома об этом, "халява" для "проживающих", но не зарегистрированных сразу закончилась. Пример: собственник 3-х квартиры зарегистрирован один. Сам не проживает в ней, а сдает в найм 5-6 чел. Кто будет платить за воду? Лишь собственник? Но он один, а проживает 5 человек. Оплату за перерасход воды должны взять на себя пенсионеры? Увы! - так не бывает. Второй пример: в квартире зарегистрирована собственник (жена), а муж и двое детей в другом месте. Как быть здесь? Тоже взимать плату только с зарегистрированного? На сей счет есть официальное ПП Москвы, где четко указано, оплата производится за количество фактически проживающих. В Московском суде Вы бы проиграли все дела по данному вопросу. А что касается зарплаты председателя ЖСК, могу Вас заверить, что нам ее назначают (15 тыс.р.) на общем Собрании. И от управляющих компаний мы независимы, так как управляем домом самостоятельно.Я председатель ЖСК, и, хочу Вам заметить, что подобные ситуации у меня раньше постоянно возникали. Но, выиграв несколько исков в Московских судах, и проинформировав жильцов дома об этом, "халява" для "проживающих", но не зарегистрированных сразу закончилась. Пример: собственник 3-х квартиры зарегистрирован один. Сам не проживает в ней, а сдает в найм 5-6 чел. Кто будет платить за воду? Лишь собственник? Но он один, а проживает 5 человек. Оплату за перерасход воды должны взять на себя пенсионеры? Увы! - так не бывает. Второй пример: в квартире зарегистрирована собственник (жена), а муж и двое детей в другом месте. Как быть здесь? Тоже взимать плату только с зарегистрированного? На сей счет есть официальное ПП Москвы, где четко указано, оплата производится за количество фактически проживающих. В Московском суде Вы бы проиграли все дела по данному вопросу. А что касается зарплаты председателя ЖСК, могу Вас заверить, что нам ее назначают (15 тыс.р.) на общем Собрании. И от управляющих компаний мы независимы, так как управляем домом самостоятельно. 13.04.2011 16:54

  • Статья абсолютно юридически неграмотная. Отрицательный комментарий, кажется, на форуме Юрклуба я уже оставил.
    Основная ошибка - понятия "проживающий" и "зарегистрированный" по определению не являются синонимами.
    Перечислю кратко.
    На законном основании зарегистрированный гражданин освобождается от оплаты коммунальных услуг, если он отсутствует 5 или более суток. Требование оплаты услуг, которые он не потреблял нарушает его права.
    Гражданин законно может проживать не по месту регистрации до 3 месяцев. Освобождение его от оплаты услуг, которые он потребил, нарушает права соседей, которые должны оплачивать эти услуги.
    Сама конструкция "проживающий/зарегистрированный" подразумевает "или/или", но не синонимы. Иначе было бы достаточно одного термина - "зарегистрированный".

    Написал Барон (Барон) 12.04.2011 14:46
  • При расчете суммы коммунальных платежей учитываются не только размеры жилплощади, но и сколько в ней прописано граждан

    Влияет ли количество прописанных на квартплату? Ни для кого не секрет, что расчёт платежей по коммунальным услугам производится исходя из квадратуры недвижимости и числа зарегистрированных людей.

    Тем не менее, некоторые услуги начисляются по снятым параметрам индивидуальных счётчиков. Устанавливают эти аппараты в квартирах владельцы за свой счёт.

    В последнее время, это достаточно распространённый способ экономии для хозяев, в квартирах которых прописано много людей.

    Важно понимать, что обязанность регулярно оплачивать коммунальные услуги возлагается на владельца недвижимости. В исключительных случаях обязательства, с помощью договоров возлагается на квартиросъёмщиков.

    Влияет ли количество прописанных на квартплату? Давайте рассмотрим подробно.

    Согласно ст. 155 Жилищного Кодекса законодательством определено обязательство, собственника недвижимости, оплачивать услуги компаний не позже десятого числа, ежемесячно.

    Тот же закон является основополагающим для порядка расчёта оплаты за жильё и предоставляемые управляющими компаниями ресурсы.

    Как правило, размер платежей соизмерим с количеством потребления той или иной услуги.

    Но, когда в жилом помещении не установлены индивидуальные аппараты учёта, начисления производятся по утверждённым нормативам на каждое зарегистрированное лицо в месяц. Влияет ли количество прописанных в квартире на квартплату?

    То есть, чем больше людей прописано, тем выше станет коммуналка. Здесь не играет роли, временно прописаны лица или постоянно.

    Все время их регистрации за них придётся оплачивать отдельно по всем предоставляемым услугам. Исключения составят некоторые позиции квитанций, если есть счётчики.

    Итак, за воду, газ, водоотведение и свет оплата производится по снятым показаниям со специальных аппаратов учёта потребления ресурсов.

    А плата за отопление рассчитывается исходя из квадратуры жилого помещения.

    К жилищным услугам относится содержание общего имущества дома, с большим количеством квартир. В его состав включаются помещения не входящие в индивидуальную собственность: лестничные пролёты, подъёмные лифты, мусорные проводы и тому подобное.

    За подобные территории все собственники домов несут одинаковую ответственность. Оплата за такую услугу производится исходя из площадей квартир, что вызывает немало недоумения.

    Таким образом, оба вида включаются в общую платёжку, которая поступает каждому владельцу квартиры.

    Как определить долю каждого прописанного человека

    Определяют долю каждого человека в оплате за услуги расчетным путем

    Зависит ли квартплата от количества прописанных? Иногда владельцу важно определить, сколько ему необходимо платить за того, или иного жильца.

    Важно понимать, что доля будет высчитана примерно, невозможно отследить на каждого человека, сколько он потратил той или иной услуги.

    Для определения требуется итоговую сумму по каждому прибору и квартплате поделить на общее число прописанных людей.

    Это и является долей одного зарегистрированного человека. Возможно, посчитать просто разделив итоговую сумму платёжки на всех зарегистрированных лиц в равных количествах. если присутствуют счётчики невозможно на глаз определить, сколько каждый жилец в отдельности сжёг света, израсходовал воды или газа.

    Поэтому доля будет примерной. Более точно можно выделить доли, если отсутствуют счётчики, и оплата за услуги начисляется по нормативам на каждое прописанное лицо.

    Влияет ли количество прописанных на квартплату, как именно

    Как количество прописанных влияет на квартплату? Рассмотрим подробно, какие именно показатели, и причины будут влиять на размер оплаты при прописке дополнительных лиц.

    Конечно, это количество повлияет на квартплату, в случае отсутствия счётчиков.

    В этом случае, к примеру, если сначала был зарегистрирован в помещении один человек и прописался ещё кто-то, следовательно, оплата за газ, горячую и холодную воду увеличится вдвое.

    При регистрации трёх людей, соответственно втрое и так далее. Останется неизменным содержание жилья и отопления, они . Поэтому, ответ на вопрос, влияет ли на квартплату количество прописанных людей, достаточно прост.

    От количества прописанных людей зависит цена таких услуг:

    • электроэнергия;
    • холодное и горячее водоснабжение;
    • вывоз мусора.

    Другие виды платежей не зависят от числа зарегистрированных лиц.

    Когда присутствует наличие счётчиков, это исключает зависимость платежей прописанных людей в помещении. Поэтому, если в помещении установлены специальные приборы учёта, перечень коммунальных платежей которые зависимы, от числа прописанных, существенно сокращается.

    Сюда войдёт лишь:

    • Вывоз мусора.
    • Ремонт и содержание общего имущества дома.
    • Освещение лестничных пролётов.

    Платежи, обозначенные в квитанции, не всегда понятны людям.

    Объяснять составляющие платёжки обязаны сотрудники управляющих компаний.

    Следует понимать, что при прописке очередного лица в помещении квартплата увеличится в любом случае. Но это не значит, что увеличение пройдёт по всем пунктам.

    Когда в квартире установлены индивидуальные и горячую воду, а также газ увеличение произойдёт только на разницу в потреблении соответствующей услуги.

    Таким образом, существует прямая зависимость между числом зарегистрированных лиц и сумме в платёжке. Это обозначает, чем больше лиц в помещении, тем выше будет размер платежа за услугу.

    При рассмотрении отдельных пунктов квитанции, останутся, как и были отопление и содержание жилья.

    Например, при регистрации пяти человек, необходимо умножить на 5 сумму, обозначенную в платежке:

    1. Горячая и холодная вода, водоотведение, газ, если нет соответствующих приборов.
    2. Оплата за энергию, при отсутствии прибора учёта. Обычно счётчик на свет стоит у всех.
    3. Вывоз мусора.

    Кроме того, в платёжках присутствуют показатели общих домовых нужд, они не будут зависимы от количества прописанных лиц.

    Таким образом, в квитанциях присутствуют как графы, зависящие от числа зарегистрированных лиц, так и независимые.

    Обязательства по платежам

    Все поставщики услуг заключают договора с жилой компанией или самими владельцами.

    На основании заключённого платежей несёт . Это регламентировано ст. 153 Жилого Кодекса.

    Именно поэтому каждый владелец недвижимости должен следить за поступлением своевременной оплаты, всем поставщикам услуг.

    Существует три варианта заставить зарегистрированных в квартире людей оплачивать услуги:

    1. Раздел лицевых счетов. Он подходит, если вопрос касается родственников.
    2. Пригрозить окончание прописки.
    3. Подать исковое заявление в судебную инстанцию.

    Два последних способа подходят для борьбы с квартиросъёмщиками. Владелец недвижимости вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при неуплате за коммунальные платежи.

    При обращении в судебную инстанцию судья обяжет оплатить долг по коммуналке квартиросъёмщиков, если владельцем будут предоставлены доказательства отсутствия платежей.

    Для этого требуется заплатить её самостоятельно от своего имени. Таким образом, будет понятно, что владелец сам вынужден был платить за коммунальные услуги.

    Платежка всегда формируется и приходит на имя владельца квартиры. Может составляться на несколько лиц.

    Задолженность по коммуналке может взыскиваться с помощью:

    • санкции;
    • не предоставление услуг;
    • выселение.

    Из перечисленных наказаний, понятно, что методов испугать неплательщиков достаточно. Самым страшным способом является потеря жилого помещения.

    Но, возможно, легко избежать подобной ситуации.

    Для нанимателей социальной квартиры достаточно полгода не оплачивать ее, чтобы оказаться в худших условиях, к примеру, в коммуналке.

    Совсем выкинуть человека на улицу ни одна компания не имеет права.

    Следует понимать, если человек заплатит по одной из квитанций за 6 месяцев, то выселить его никто не имеет права в течение следующих полгода. Но это касается только квартиросъёмщиков.

    Собственники приватизированной недвижимости оказались в более выгодных условиях, они могут долго не платить.

    Но и для них это не бесконечно. Рано или поздно всё равно придётся подумать об оплате задолженности по коммунальным платежам.

    Если сумма просрочки будет больше определённых границ, судебная инстанция, скорее всего, постановит забрать у неплательщика некоторую часть его имущества.

    Любое движимое и недвижимое имущество могут арестовать и забрать приставы. Но есть некоторые нюансы и в данной сфере.

    Забрать квартиру, к примеру, могут в случае, если есть ещё одна жилая площадь. Никто не может отправить человека в — никуда, а заставить выплачивать долг через судебную инстанцию, вполне возможно.

    Законным способом избежать взыскания, может послужить доказательство того, что задолженность появилась не по вине человека.

    В любом случае лучше быстрее внести оплату задолженности и забыть о ней, чем впоследствии терять кучу времени на споры с судебными приставами исполнителями.

    Важно понимать, что выписать из помещения можно без согласия только чужих лиц, а недвижимость должна быть приватизирована.

    С родственником лучше решать вопросы с оплатой лично, в виде обсуждений и договорённостей.

    Достаточно часто возникают спорные моменты, касающиеся оплаты платёжке, которые приходится решать в судебном порядке.

    Особые случаи если никто не прописан или прописан, но никто не проживает

    Достаточно часто родители приобретают недвижимость для подрастающего малыша. Долгое время она стоит пустая и ждёт своего хозяина.

    Что можно сделать с платёжками в этой ситуации. Ответ однозначен и прост. Не платить совсем, вряд ли получится.

    Опять же отопление и содержание жилья требуется оплачивать в любом случае. Что касается воды, газа и света, лучше поставить счётчики.

    Не будет потребление ресурса, соответственно и оплату производить не нужно. Таким образом, получится максимально минимизировать затраты.

    Оплачивать счета за квартиру, в которой никто не проживает все равно придется, чтобы свести сумму платежей к минимуму — рекомендуется установить счетчики

    Как начисляются коммунальные платежи, если в помещении никто не живёт? Квартплата всё равно начисляется, и квитанции выписываются на этот адрес.

    В соответствии со ст. 153 ЖК владелец обязан оплачивать платёжки, которые предоставляются коммунальным предприятием.

    Это не освобождает его от обязанности оплаты услуг. Однако, существуют способы, согласно которым можно уменьшить расходы на оплату жилья.

    Когда человек прописан по одному адресу, а фактически живёт в другом помещении, то счета будут всё равно поступать.

    Для того, чтобы оплачивать коммуналку, за фактически проживающих людей, нужно будет взять справку с места нахождения. Она должна быть о том где лицо проживает, тогда оплата будет увеличена на месте его фактического жилья.

    Вместе со справкой требуется написать соответствующее заявление в управляющие компании. Тем не менее, это выгодно, только когда на территории прописки не установлены счётчики.

    После написания заявления платёжки будут приходить отредактированными. Следует знать, что единожды предоставить справку, будет недостаточно, это необходимо делать раз в полгода.

    Каждый человек, приобретающий недвижимость на будущее или желающий заработать на регистрации лиц в своём помещении должен понимать, по какому принципу происходит увеличение коммунальных платежей. А также должен знать способы экономии на коммуналке.

    Установка специальных приборов учёта на некоторые виды услуг поможет сэкономить много средств, при любом количестве прописанных людей.

    Подробнее о порядке начисления коммунальных услуг — на видео:

    Я с детьми прописана в квартире у бабушки, но фактически там не проживаю, но за нас троих- меня и двоих детей она, получается, доплачивает, получается за воду, потому что не стоит счетчик, а электроэнергия по счетчику.

    Ответить

    Знаю на личном опыте, что с ЖКХ бессмысленно судиться и чего-либо от них добиваться. В любом случае, даже если человек прописан и не живет там, платить за него придется. Конечно же в таком случае выгодно поставить счетчики и не беспокоиться в дальнейшем о переплате.

    Ответить

    В нашем доме учитывать количество прописанных в квартире людей при расчете электроэнергии, потраченной на освещение подъездов, стали совсем недавно. Раньше считали только общее количество квадратных метров во всех квартирах в подъезде и делили его на твои «квадраты».

    Ответить

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Если в договоре социального найма и в решении жилищной комиссии указано 3 человека, но в паспортном столе жэу зарегистрировался только 1 человек. На сколько человек должны начисляться ЖКУ? Квартиросьемщик обратился с заявлением к поставщикам ЖКУ чтобы начисление производили на 3 чел. Насколько это правомерно и обязательно ли регистрация остальных двух членов семьи, чтобы в Едином платежном документе указать количество человек 3 вместо 1 .

    Ответить