Занятие на тему: "Семейные ценности.". Тренинг для подростков: Семейные ценности Психологическое занятие по семейному воспитанию

Конспект занятия "Распределение обязанностей в семье" (возраст 14-16 лет)

Зарипова Файруза Амировна, воспитатель
Место работы: ГУ Республики Коми "Детский дом №4" г.Усинска
Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи, является едва ли не самой заветной мечтой. Поэтому подготовка воспитанников к созданию семьи и семейной жизни - это одно из главных направлений в работе воспитателя детского дома. На занятиях, во время индивидуальных бесед воспитанники знакомятся с историческими традициям семейных отношений, современными взглядами на семью, основами семейного права. Вот одно из таких занятий, посвященное семейным отношениям.
Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.
Задачи:
научить правильно, распределять обязанности в семье;
помочь сформировать правильное отношение к семье;
воспитание у воспитанников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
формирование духовных и нравственных качеств личности;
воспитание любви и уважения к семье.
Виды деятельности : беседа – диалог, игра.
Инновационные технологии: использование ИКТ на мероприятии (презентация), личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход мероприятия.
Вступительное слово воспитателя:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем цикл занятий, посвящённых семье. Несколько лет назад ученые в ходе большого исследования подросткам задали вопрос: что для вас самое ценное. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Да, именно в семье люди заботятся друг о друге, делят радости и печали. Рождение семьи это важный этап в жизни для каждого из нас. И для того, чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения. Сегодня мы поговорим об обязанностях супругов в семье.
Послушайте, пожалуйста, притчу, которая так и называется «Распределение обязанностей».
(слайд 1)
(дети слушают притчу, обсуждение по содержанию)
-Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему?
-Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены?
-Какая главная мысль притчи?
(ответы детей)
Воспитатель: Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?
Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему.
Семья МЫ - обязанности у каждого, в основном, кто больше может и умеет: он рад это делать. Приведите примеры.
(ответы детей)
Семья Я+Я - большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить...
(слайд 3)
Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:
индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);
умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);
польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)
(слайд 4)
Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.
При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта.
(слайд 5)
Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье?
(слайд 6)
(ответы детей)
Воспитатель: А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.
А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор.
1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.
2.Быть женщиной – значит, научится быть «последователем», а не «рулевым».
3.Семья – это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые.
4.Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.
(слайд 7)
(дети объясняют свой выбор)
Воспитатель: наблюдения показали, что в счастливых семьях, там, где отношения между супругами отличные, не стоит вопрос, кому какую работу какому супругу выполнять. Распределение обязанностей мужа и жены там происходит естественно, как-бы "автоматически" и поэтому нет спора о том, кто какие обязанности в семье должен выполнять.
(слайд 8)
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Я буду…».
(Для этой игры нужны несколько маленьких листочков бумаги с написанными на них обязанностями. Каждый кусочек бумаги свернут так, чтобы написанное не было заметно ни для кого. Дети должны по очереди брать с подноса и разворачивать кусочки бумаги, читая на нем, какая участь им уготована. При этом каждое разворачивание бумаги сопровождайте словами: «Я буду…», - а то, что написано, станет продолжением фразы. Обязанности могут быть следующими: мыть посуду, выносить мусор, зарабатывать деньги и т.д.)
(игра, обобщение по результатам игры)
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии? Что вам запомнилось? Я тоже надеюсь, что ваша семья будет дружной семьей и, как в хорошей семье, в ней будут царить уважение и взаимопонимание и взаимодействие. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

Форма мероприятия: семейный клуб.

Цель: определить понятие “семья”, формировать понятие “счастливая семья”.

Задачи:

  • Раскрыть понятия “семья” и “счастливая семья”, выявить ее особенности.
  • Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности в совместной деятельности всех членов семьи.
  • Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Что такое семья?

Семья - это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!

Требования, предъявляемые обществом к семье

1. Создание условий для всестороннего развития личности.

2. Эмоциональная поддержка престарелых родителей.

3. Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.

Семья для ребёнка - это место...его рождения и становления.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

Мы с вами - родители.И в наших силах помочь своему ребенку вырасти добрым, умным, активным, сильным, смелым, ответственным, творческим...

Одним словом ЧЕЛОВЕКОМ.

ПЛАКАТ “СЕМЬЯ” 7Я (ПОСЧИТАЕМ СКОЛЬКО ЧЛЕНОВ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ)

Сколько членов семьи- столько характеров, столько мнений на вопрос воспитания

“Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: “ Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью”. Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Как вы думаете, что они написали на своих листочках?

(на листочках члены семей записывают качества, необходимые всем членам семьи)

На доске таблички со словами: (учитель поворачивает, все читают)

Понимание Любовь Уважение Доверие

Доброта Забота Помощь Дружба

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Каждая семья счастлива по-своему. У каждой семьи свои традиции.

  • Семейные династии
  • Семейное творчество
  • Семейные праздники
  • Семейный отдых

Выступления разных семей

Взаимопонимание детей и родителей, единение младшего и старшего поколений, пропаганда здорового образа жизни, воспитание толерантного отношения к окружающим - эти жизненные основы важны для жителей всего мира. И где бы ты ни проживал, где бы ты ни находился, семья- это единственное и самое дорогое, что у тебя есть. В семье никто не может существовать сам по себе, ибо принцип семьи- “один за всех и все за одного”

ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ

Чтоб страна была сильна,
Дружной быть семья должна
Мы друг другу помогаем,
Вместе дружно всё решаем

1. “Почти буриме” (по окончаниям стихотв строк вспомните строки и автора стихотв)

Кроет крутя завоет дитя (А.С.Пушкин.Зимний вечер)

Одинокий голубом далёком родном (М.Ю.Лермонтов.Парус)

Пору мороз в гору воз (Н.Некрасов. Мужичок с ноготок)

2. “Ромашка” (родитель-ребёнок)

Мне в тебе нравится...

3. “Фото на память”. (Приготовление пищи, мытьё посуды, стирка, уборка, просмотр ТВ...)

Одна семья показывает, другая смотрит и запоминает. Затем вторая семья воспроизводит снимок и показывает свой. И т.д.

Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных

Во-первых , это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.

Второе - дети . Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!

Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то

Четвертое - терпение . Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.

А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень

Шестое - уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным

И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.

Семейный Хоровод

Только сама семья создает благоприятную среду для истинного счастья человека, независимо от того, что происходит в обществе!

КГУ «Детский дом №8 семейного типа»
Конкурс «Лучший конспект по семейному воспитанию»

Ситуационный практикум
Воспитатель Сарымова М.С.

«Думайте сами, решайте сами...»
Решение проблем взаимоотношений в семье

Форма проведения: Ситуационный практикум
Аудитория: Воспитанники 9-11 классов
Продолжительность: 40-45 минут
Виды технологии: Работа в группе, мозговой штурм, ситуации, ролевая игра, рефлексия.
Оборудование: плакаты с пословицами, стикеры, вырезанные из бумаги разноцветные фигуры людей, фломастеры, карточки с ситуациями, лист ватмана с рисунком дома.
Оформление: Шары, плакаты с высказываниями: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой, «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» В.Сухомлинский.

Старшеклассники стремятся ощутить себя взрослыми, быстрее погрузиться в мир серьезных людей и серьезных дел. Им вполне можно предоставить такую возможность: пусть сегодня юноши и девушки примерят на себя новые социальные роли и продемонстрируют свое умение принимать решения в трудных семейных ситуациях.

Цель:
Формирование убеждения о важности роли семьи в жизни человека.

Задачи:
развить толерантное отношение к членам своей семьи и людям в целом;
обучить подростков выходу из проблемных ситуаций с учетом мнений всех членов группы (семьи);
тренировать коммуникативные навыки при работе в группе.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в мир добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть еще дороже
На этой сказочной земле?
Введение в тему
Воспитатель. Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Итак, семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
На уроках обществознания вы уже обращались к темам «Семья», «Социальные роли», так что материал нашего сегодняшнего практикума вам отчасти знаком.

Для начала я хочу вас попросить перечислить ассоциации к слову «Семья».
Дети называют свои ассоциации.
Теперь давайте вспомним, что такое социальная роль? От чего она зависит?
Дети отвечают.
В своей семье мы все играем разные роли. Попробуйте их назвать.
Дети перечисляют возможные роли: сын, дочь, брат, сестра, внук, племянница, бабушка, дедушка и т.д.
А в чем каждая из этих ролей проявляется?
Ребята отвечают, ответы обсуждаются, дополняются.

Новые роли
Воспитатель. Я предлагаю вам примерить на себя другие семейные роли, которые вас ждут в будущем. Для этого мы смоделируем семьи, где у каждого из вас будет возможность почувствовать себя в новом образе.

С чего начинается семья? С того, что два человека находят друг друга. Доверим эту встречу случаю, то есть жребию.

Проводится жеребьевка, в результате которой образуются пары (они будут изображать несколько семей – мужей и жен). Остальные участники станут их родственниками.

Итак, когда встреча состоялась, следующий шаг – свадьба. Я предлагаю оставшимся без пары учащимся пойти на свадьбу к любой понравившейся паре. На свадьбу приходят гости – близкие жениха и невесты, которые в нашем случае превращаются в родственников молодых. Таким образом, у нас появилось несколько семей, где есть мама, папа и другие родственники.

Знакомство
Всем участникам раздаются стикеры. В течение пяти минут ребята должны подумать и написать, какую социальную роль каждый из них играет в этой семье. Еще им необходимо продумать свой игровой возраст, профессию и род занятий, интересы, а также где живет вся семья, в каких жилищных и экономических условиях, к чему стремится. После того как участники подготовятся, происходит знакомство: каждая семья представляется и рассказывает о себе своим соседям – другим семьям.

Есть проблема
Воспитатель. Теперь, когда мы познакомились с соседями, начинается семейная жизнь, в которой, кроме радости и покоя, случаются и всякие сложности. Сейчас каждая семья должна будет решить свою семейную проблему. Вы получите карточки – на каждой из них описана некая ситуация. Ваша задача – за три минуты найти способ решения данной проблемы и аргументированно его обосновать. Соседи, проникнувшись бедами друг друга, могут задавать вопросы.

Проблемные ситуации:

Один из членов вашей семьи стал активным участником секты. Из дома стали пропадать вещи. Этот человек редко бывает дома. Ваши действия?

Подружка вашего сына, ученица 10-го класса, курит. Ваши действия?

Ваш ребенок страдает от безответной любви. Он плохо ест, мало спит, стал хуже учиться. Ваши действия?

Один из членов вашей семьи решил заключить «неравный» брак. Вы против этого союза. Ваши действия?

Вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики. Ваши действия?

Получив задания, участники обсуждают его в группах, а затем рассказывают всем о принятом решении. Дети из других групп задают вопросы. Воспитатель также может задавать провокационные вопросы, усложняющие принятие решения. Возможны элементы разыгрывания семейного спора по ролям.

Рефлексия

Воспитатель. Только что мы с вами увидели, как трудно в жизни иногда принимать решения в сложных ситуациях. Никто из нас не вправе оценивать правильность или ошибочность того или иного решения, с одной стороны, и каждый должен стремиться к поиску компромисса со всеми членами семьи – с другой. Надеюсь, наше сегодняшнее занятие в будущем поможет вам в этом.
Сейчас я попрошу вас написать на бумажных фигурках людей одно предложение о том, что для вас семья. Это предложение будет начинаться следующими словами: Я понял, что семья...
Ребята пишут. Фразы зачитываются вслух и закрепляются на листе ватмана (на доске), где нарисован дом. Таким образом все «жители» располагаются под одной крышей, символизируя дружную и крепкую семью.

Изученная и использованная литература:
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. Klassnye-chasy.ru
3. Klruk.uroki.org.ua/course4.html
4. Openclass.ru
5. nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovod.
6. Басманова, Е. Г., Бирюкова, А. А. «Наша дружная семья»: классный час в начальной школе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
7. Батырева, А. Думайте сами, решайте сами. Проблемы взаимоотношений в семье: Сценарий классного часа // Классное руководство – Первое сентября. – 2009. – № 7.
8. Кузьмина, Е. И., Титова, Т. В. «Моя семья - моё богатство» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Занятие с элементами тренинга

«Этика семейных отношений»

Цели и задачи : расширить представления молодежи о понятиях «семья» и «брак», о конфликтах в семье и способах их разрешения, от чего зависит душевный комфорт в семье; воспитывать гордость за свою семью, любовь к своим родным.

Основные понятия : семья, брак, супруги, отношения, конфликт.

Материал : ватман, бумага, фломастеры, карточки.

Ход занятия :

    Приветствие.

    Что такое семья?

Всем учащимся предлагается на листочках написать, что есть семья в его понимании. Зачитываются ответы.

Каждый из вас по-своему определил понятие «семья». Семья – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми.

Брак = Семья?

Между понятиями «Брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути понятий есть и немало специфического. Ученые доказали, что брак и семья сложились в разные исторические периоды.

Чем, по вашему мнению, отличаются брак и семья?

Брак .

В разных обществах устанавливается разный возраст, начиная с которого можно вступать в брак, по-разному регулируются процессы вступления в брак и его расторжение.

Семейные отношения .

Мини-беседа . Каждая семья – это особый духовно-нравственный мир. Если даже вместе живущим трудно в нем порой разобраться, то тем боле посторонним. Внутрисемейные отношения включают не только глобальные и принципиально важные вопросы, но и множество мелочей. И если у родителей все ладится, то морально-психологическая обстановка в семье теплая и уютная, если нет – отголоски, пусть даже бессвязные, так или иначе доходят до детей. Каждый ребенок по своему переживает родительский разлад.

Страшны ли конфликты в семье?

Смотря какие… Однако бесконфликтных семей не бывает. Может, это дело только родителей? Ведь конфликты бывают часто и по вине детей.

Что такое конфликт?

Это – напряженная нравственно-психологическая ситуация, вызванная спором, разногласиями по конкретным поводам, столкновениям мотивов, интересов, стремлений, чувств, взглядов и поступков людей.

Спокойна, деловая и уютная обстановка в семье зависит от всех совместно проживающих лиц, в том числе и самых юных. Можно выделить ряд условий достижения душевного комфорта в семье.

1. Умение понять и разделить учебные и любительские интересы детей, профессионально-трудовые заботы взрослых.

2. Способность понимать ценностно-мировоззренческие ориентации членов семьи, уважать мнение всех.

3. Объективное и справедливое отношение к родственникам. Еще хуже, когда отношение к ним определяется только материальной помощью, «задабриванием» детей.

4. Создание максимально благоприятных условий для всестороннего и гармоничного развития формирующейся личности, ее склонностей и интересов.

5. Умение поддерживать контакты с интересными и содержательными знакомыми, уважительно относиться к друзьям детей. Желание детей проводить свободное время на виду у взрослых, а не только за запертой дверью.

6. Рациональная организация домашнего труда и отдыха.

7. Поддержание физического равенства полов в быту, дружбы поколений.

Подумайте над сказанным и найдите то, что конкретно сможете сделать сами для домашнего тепла и уюта.

А сейчас возьмем проблему вашего отношения к родителям, дедушкам, бабушкам.

Скажите, разве есть кто-нибудь дороже их?

Так почему некоторые из вас позволяет так бесцеремонно и грубо к ним обращаться, так дерзко себя вести, добиваясь той или иной цели, привилегии, покупки? Не зря говорят в народе, что как дети относятся к родителям, так в будущем ваши дети будут относиться к вам.

Многое в стиле жизнедеятельности семьи и культуре взаимоотношений зависит от того, каков семейный этикет.

Моральный этикет в семье? Не вымысел ли это?

Он действительно существует в обычных семьях, хотя его специально никто не создавал. Правила приличий, манеры, нормы поведения складываются постепенно как бы сами собой, но с учетом времени, обычаев, традиций. Примечательной чертой семейного этикета стало уважительное отношение к женщине, сестре, мужу, брату, родственникам. Установлению здорового микроклимата в семье способствует справедливое и добросовестное распределение домашних обязанностей среди всех членов коллектива.

Все члены семьи должны ставить в известность друг друга куда и на какое время уходят, чтобы поменьше было волнений у тех, кто остается дома.

В семейном этикете немаловажную роль играет взаимная уступчивость; при этом благороднее поступает тот, кто умеет пойти на примирение, уступку, извинение первым.

Семья живет не в замкнутом пространстве, она органически связана с жизнедеятельностью общества. Уроки нравственности и этикета, полученные в отчем доме, вспоминаются, когда человек оказывается в большом океане жизни.

Мозговой штурм

Вспомните и назовите пословицы и поговорки о семье.

«Женился на скорую руку, да на долгую муку»

«Жена мужем красива»

«Красота нужна на свадьбе, а любовь повседневно»

«Заслуги отца сына не спасают»

«Тот дом хорош, где хороши обитатели»

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Игра «Идеальные супруги»

Участники делятся на пары. Один человек в паре обдумывает и записывает качества идеального мужа, другой – идеальной жены

Затем все обсуждают свои записи и составляют общий список качеств.

Зачитываются списки. Отвечают на вопросы.

Обсуждение проблемных ситуаций .