Правило правописания разделительного ъ. Разделительный мягкий знак (ь) — Гипермаркет знаний. В каких случаях в словах ставится ъ

Разделительный ъ пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , передающими сочетания [j ] с гласными, в следующих случаях.

1. После приставок, оканчивающихся на согласный. Примеры:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий ;

б) в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб, ад, диз, ин, интер, кон, об, суб , которые в языке источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух, трёх, четырёх , напр.: двухьякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), напр: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

Во всех случаях, кроме указанных выше, после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [j ] с гласными, пишется разделительный ь .

Примеры: ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян; ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие); ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём; ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье; ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

Разделительный ъ перед буквами е (ё) , ю , я , и пишется:

  1. после приставок на согласную;
  2. в сложных словах после двух- , трех- , четырех- .

Например: разъ езд, съ емка, предъ юбилейный, объ явить, двухъ ярусный .

Разделительный ь пишется перед е (ё) , ю , я , и во всех остальных случаях. Например: в стать е, ружь ё, бь ют, друзь я, ручь и .

Примечания

  1. ъ не пишется перед а , о , у , э (сагитировать, подоконник, суметь, сэкономить ), а также в сложносокращенных словах (например: детясли ).
  2. ъ пишется в иноязычных словах после приставок ад- , ин- , кон- , об- , суб- , транс- и после первой части сложного слова (адъ ютант, инъ екция, конъ юнктура, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, фельдъ егерь ).
  3. ь пишется в некоторых иноязычных словах после о (баталь он, почталь он, буль он, компань он и др.).

Буква ы после приставок

После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и пишется буква ы согласно произношению, например: играть - сы грать, искусный - безы скусный, безы дейный .

Буква и сохраняется:

  1. в словах с приставками сверх- и меж- , например: межи здательский , сверхи зысканный ;
  2. в словах с иноязычными приставками, например: дези нформация, контри гра, транси ранский .

Примечание

В сложносокращенных словах после предшествующей согласной буква и сохраняется, например: спорти нвентарь .

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон , бульон , гильотина , карманьола , компаньон , миньон , павильон , почтальон , шампиньон .

§ 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной , кроме ч , щ (см. §75), в конце слова, например: пить , темь , конь , и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба , просьба , нянька , меньше .
Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:
  1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
  2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь , льстить , мельче , пальчик .
Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч , щ , буква ь не пишется, например: кости , ранний , нянчить , кончик , каменщик .

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется , например: иллюзия , гулливый .

§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:
  1. В образованных от числительных пять , шесть , семь , восемь , девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят , семьдесят , восемьдесят , девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т.п.
  2. В формах творительного падежа множественного числа, например: детьми , людьми , также четырьмя .
  3. В неопределённой форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить - напиться ; исправь - исправься , исправьте ; взвесь - взвесься , взвесьте .
§ 74. Буква ь не пишется:
  1. В прилагательных с суффиксом -ск - , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
  2. Примечание. Прилагательные сентябрьский , октябрьский , ноябрьский , декабрьский , июньский , деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань).

  3. В родительном падеже множественном числе от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к - уменьшительных , например: вишня - вишен , вишенка ; бойня - боен ; читальня - читален ; но: баня - бань , банька ; яблоня - яблонь , яблонька ; также деревня - деревень , деревенька ; барышня - барышень ; кухня - кухонь , кухонька .
§ 75. После шипящих (ж , ч , ш , щ ) буква ь пишется только в следующих случаях:
  1. На конце существительных женского рода в именительном и винительном падеже единственном числе, например: рожь , ночь , мышь .
  2. В окончании 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несёшь - несёшься , носишь - носишься , примешь - примешься .
  3. На конце глагола в единственном числе повелительного наклонения, причём буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь - мажься ; спрячь - спрячься ; ешь .
  4. Во множественном числе повелительного наклонения перед -те , -тесь , например: мажьте - мажьтесь ; спрячьте - спрячьтесь ; ешьте .
  5. На конце глагола в неопредёленной форме, причём буква ь пишется и перед -ся , например: стричь , стричься .
  6. Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь , вскачь , прочь , а также в наречии настежь .
  7. На конце частиц: вишь , бишь , лишь , ишь .

Буква «ь» (мягкий знак) употребляется как разделительный знак и как знак для обозначения мягкости предшествующего согласного.

Разделительный ь пишется:

1) внутри слова (но не после приставки) перед буквами е, ё, ю, я, и: портьера, курьёзный, вьюга, интервью, бурьян, лисьи;

2) в некоторых заимствованных словах перед о: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, котильон, павильон, папильотка, почтальон, синьор, шампиньон, шиньон; в собственных именах: Кола Брюньон.

Как средство обозначения мягкости предшествующего согласного буква ь пишется:

1) на конце слов: верфь, восемь, зыбь, зреть, кровь; буква ь может употребляться на конце первой части сложных и сложносокращенных слов: медьсодержащий, мелькомбинат, сольтеряющий.

2) после мягкого л [л"] независимо от того, твердый или мягкий согласный за ним следует: альт, бальзам, вскользь, львица, льняной, льстец, польза, сельд, скальпель. Никогда не пишется ь между двумя мягкими л: аллея, аллюр, апелляция, иллюминатор, иллюстрация, ралли;

3) в середине слова между двумя согласными, если первый является мягким, а второй твердым: просьба, резьба, весьма, линька, раньше;

4) в середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твердым, а первый сохраняет свою мягкость: возьми (ср.: возьму), восьмеро (ср.: восьмой), о просьбе (ср.: просьба); но: бантик (ср.: бант), резня (ср.: резать, резка), теснить (ср.: тесный).

Примечание 1. Не пишется ь в сочетаниях нн, нч, рч, рщ, чк, чн, щн: обезьянничать, клянчить, нянчить (хотя нянька), корчиться, наборщик, качка, прочный, мощный.

Примечание 2. Не пишется ь между двумя мягкими согласными в абсолютном конце слова (за исключением написания ь после л): гвоздь, кость, порознь, смерть, смерч, пасть. Здесь мягкость согласного, предшествующего конечному согласному, не исконная, а позиционная, приобретенная от рядом стоящего мягкого согласного (ассимилятивная мягкость).

Лекция, реферат. Правописание мягкого знака Ь - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

« назад Оглавление вперед »
Синтаксический разбор всех предложений « | » Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения и в предложениях с обобщающимися словами при однородных членах предложения



Карточка 1

Вставь ъ , где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ.

Образец: въезд.

В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.

Карточка 2

Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.

Образец: отъезд .

Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Карточка 3

Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Подчеркни букву после ъ.

Отец поехал на (с) езд и взял меня (по) г..стить у бабушки. К (под) езду (под) ехал автомобиль. Мы (вы) ехали на дорогу и через час (в) ехали в город.

...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 4

Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь , а цифрой 2 -слова с ь - показателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью,

мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.

Карточка 5

Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.

Образец: (Лиса ) лисья нора ,

(птица)..................................... перо, (волк)........................ следы, (собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко,

(медведь).............................. лапа, (заяц).................................. шапка, (белка)..................................... шкурка.

Карточка 6

Запиши слова в два столбика: в первый - слова с разделительным мягким знаком, а во второй - слова с мягким знаком - по­казателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 7

Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.

1. Вся сем....я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с....есть, надо в воду лезть. 3. По плат....ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с...ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер.....ями, а человек учен......ем.

Карточка 8

З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна п.сылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их замораживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.

....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 9

Запиши слова в два столбика.

Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтальон, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян.

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 10

Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разде­лительными ъ и ь.

1. Саша ………………... пирог. 2. К дому...................................... машина. 3. Весной по дорожкам потекли........................................... . 4. Илья любит пенки с...................... 5. Птицы …………………. . гнезда на........................................ и кустарниках. 5. Дожди часто...................................... осенью.

Карточка 11

Спиши, вставив пропущенные буквы.

1. (С) ели (с) прыгнула белоч..ка. 2. Гости (с) ели вкусный торт. 3. Черви (под) ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под) ели.

.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 12

Придумай и запиши по два-три слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: С-, под-, об-, раз-, в-, от-.

...……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Карточка 13

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Как-то в блюдеч..ке в..ренья.......................................................................................

Я (на) шел ст..хотворен..е. .......................................................................................

Я, конеч..но, сразу сел......................................................................................

И в..рен..е быстро сел. .......................................................................................

И тепер.. для продолжен..я........................................................................................

Этого ст..хотворен..я.......................................................................................

Нет ни капел..ки в..рен..я. ...........................................................................................

Тест «Разделительные знаки»

Ученик..........................................................

1. Где пишут разделительный мягкий знак в словах?

а) сразу после приставок;

2. Где пишут разделительный твердый знак в словах?

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

3. С каких букв должен начинаться корень?

а) с гласных;

б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед pаз -
делительным твердым знаком?

а) на согласную;

б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишут разделительный мягкий
знак? Обведи нужные буквы.

6. Перед какими гласными пишут разделительный твердый
знак? Обведи нужные буквы.

А, е, ы, ё, ю, я, о, э, у, и.


мягкий знак.

а) жизн..;

б) счаст..е;

в) б..ет;

г) пис..мо.

7. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный
твёрдый знак.

а) у...ехал

б) пред...явить

в) в..ет;

г) об..яснить.

Тест: « Разделительный мягкий знак»

Ученик

1 уровень

    Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

    Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

    Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.

2 уровень

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.

Охотник зарядил.

С деревьев осыпались.

На веревке сушится.

3 уровень

Исправь ошибки.

Наша Кожка мурка- бальшая шолунья. Папа принёс чючело воробя. Мурка схвотила Чючело. Осталис от птичьки одни клочя.

Тест: «Разделительные ь и ъ»

Фамилия, имя...............................................

1. Выбери правильный ответ.
Разделительный ь пишется:

а) после согласного перед буквами е, ё, и, ю, я;

б) после приставок, которые оканчиваются на согласный,
перед буквами е, ё, я.

2. Выбери правильный ответ.

Разделительный ь показывает, что

а) согласный звук и следующий за ним гласный
произносятся раздельно;

б) согласный звук, после которого он стоит, произносится
мягко.

3. Подчеркни слова, в которых ь обозначает только мягкость согласных звуков.

Соловьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.

4. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья.

5. Распредели слова в три столбика: 1 - с разделительным мягким знаком; 2 - с мягким знаком - показателем мягкости согласного; 3- с разделительным ъ.

Хлоп...я, с.езд, счаст...е, в...юга, учител...ница, мал..лик, с...емка.

.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... ..................................................................................................................................................................