Содержание современной политики в туризме. Туристская политика. Элементы политики, влияющие на туризм

Эффективное функционирование системы туризма невоз­можно без планирования, регулирования, координации и кон­троля со. стороны структур, ответственных за его развитие. Это обусловливает необходимость разработки и реализации турист­ской политики.

Туристская политика - это система методов, мер и мероприя­тий социально-экономического, правового, внешнеполитиче­ского, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях созда­ния условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма.

Туристская политика формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного туристского предприятия.

Туристская политика государства носит все характерные черты его общей политики. Однако имеются и определенные специфи­ческие факторы, под влиянием которых туристская политика формируется. К ним относятся:

· природные условия страны (климат, географическое поло­жение, рельеф, флора, фауна), воздействующие на турист­скую политику в зависимости от их наличия или отсутствия, рационального или нерационального использования в це­лях туризма;

· транспортные условия, определяющие доступность объек­тов туристского интереса;

· социальные, экономические и правовые условия развития туризма.

Вместе с тем следует отметить, что туристская политика го­сударства не может строиться исходя исключительно из его внутренних условий. Любая страна, выходящая на международ­ный туристский рынок, вступает в сложную систему конкурент­ных отношений с другими государствами, а также с целыми мировыми регионами. От того, насколько правильно и эффек­тивно построена и реализована туристская политика, зависит роль и место конкретного государства на рынке международно­го туризма.

На основе государственной туристской политики местными органами власти формируются локальные цели, которые реали­зуются на уровне определенных туристских регионов: увеличе­ние туристской привлекательности региона; сохранение окру­жающей среды; рост продолжительности пребывания туристов в регионе; увеличение денежных поступлений от туризма; улуч­шение использования материально-технической базы и турист­ской инфраструктуры.

На уровне туристского предприятия цели туристской полити­ки ориентированы на обеспечение удовлетворения потребностей туристов, увеличение доходов и прибыли от предоставления тури­стских услуг, оптимизацию качества туристского обслуживания, освоение новых рынков и т.д.

В рамках формирования и реализации туристской политики государство выполняет ряд функций, обеспечивающих общест­венные интересы и жизнедеятельность системы туризма в це­лом. К таковым в широком смысле слова относятся:

· координация;

· планирование;

· регулирование;

· маркетинг национального туристского продукта;

· стимулирование;

· социальный туризм; » защита интересов.

| следующая лекция ==>

Туристская политика - это система норм, правил и методов, которые применяются парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями, отвечающими за туристскую деятельность, в целях ее регулирования и координации, создания благоприятных условий для ее развития.

Механизм реализации туристской политики государства включает:

♦ государственное регулирование туристской деятельности;

♦ выработку концепции развития туризма на перспективу;

♦ разработку целевых программ развития туризма на разных уровнях;

♦ определение задач и разработку мер для достижения поставленных целей.

Основными принципами государственного регулирования туристской

деятельности являются;

♦ содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;

♦ определение и поддержка приоритетных направлений;

♦ формирование представления о Республике Беларусь как о стране, благоприятной для туризма;

♦ защита прав туристов и поддержка туроператоров, турагентов и их

объединений.

Необходимость вмешательства государственных органов в развитие туризма доказана мировой практикой. В большинстве стран мира государство принимает активное участие в финансировании и создании туристской инфраструктуры.

Виды помощи государства туристскому сектору;

♦ субсидии для реализации туристских проектов (Греция, Австрия, Франция, Италия, Великобритания);

♦ льготные займы туристским фирмам (Австрия);

♦ государственное поручительство в отношении займов и субсидий, предоставленных коммерческими банками на развитие туризма;

♦ предоставление налоговых льгот для финансового поощрения национальных и иностранных инвесторов (Испания, Турция, Мали).

Туристская политика носит все характерные черты общей политики государства, однако существуют специфические факторы, под влиянием которых она формируется:

♦ природные;

♦ транспортные;

♦ социальные;

♦ экономические;

♦ правовые.

Приоритетными направлениями государственного регулирования турист-ской деятельности в Республике Беларусь являются поддержка и развитие внутреннего и въездного туризма.

Государственное регулирование туристкой деятельности осуществляется путем:

♦ создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

♦ содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

♦ защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

♦ лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

♦ прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

♦ создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

♦ предоставления льготных кредитов, установления налоговых и тамо

женных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской дея

тельностью и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом

на территории Республики Беларусь;

♦ налогового и таможенного регулирования;

♦ развития научных исследований в сфере туризма;

♦ содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах и др.

Цели туристской политики связаны с конкретными экономическими и социальными условиями развития страны и степенью зрелости самой сферы туризма. Они характеризуются динамизмом и постоянным развитием.

Главной целью туристской политики на уровне государства является формирование и развитие в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей отечес-твенных и зарубежных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны.

На основе государственной политики местными органами власти устанавливаются региональные и локальные цели;

♦ увеличение числа туристских поездок;

♦ введение новых объектов в сферу туристского предложения;

♦ продление времени пребывания туристов в регионе;

♦ увеличение денежных поступлений от туризма в расчете на одного туриста и один туродень;

♦ улучшение использования материальной базы и инфраструктуры туризма в регионе;

♦ сохранение окружающей среды.

Цели туристской политики на уровне туристского предприятия;

♦ увеличение доходов и прибыли;

♦ оптимизация расходов на туристскую деятельность;

Основные задачи и направления развития туризма.

Перспективность развития туризма

В последнее время мировому туристскому рынку пришлось столкнуться с целым рядом проблем. Терроризм, эпидемии, стихийные бедствия и экономическая нестабильность привели к изменению спроса на туристские услуги. Все эти события стали катализатором перемен в сфере туризма. Для эффективного решения данных проблем новая туристская политика, по мнению экспертов Всемирного совета по путешествиям и экскурсиям, должна строиться на тесном сотрудничестве частного сектора с властью в лице государства и международных организаций, а также базироваться на;

♦ фактическом признании государством туризма одним из приоритетных

направлений экономики;

♦ создании бизнеса, который в равной степени будет способствовать раз

витию экономики отдельных стран и регионов, учитывать интересы их жите

лей, заботиться о сохранении окружающей среды, культурного и исторического наследия;

♦ совместном поиске путей для обеспечения долгосрочного экономичес

кого роста и процветания туристского сектора, устойчивого развития мирового туризма.

При этом необходимо учитывать факторы, мешающие эффективному раз-витию отрасли. В числе внутренних - недостаточное планирование, чрезмерное налогообложение, нехватка квалифицированного персонала. (Кстати, рынок мирового туризма предоставляет огромное количество рабочих мест: в данном секторе экономики задействовано более 220 млн человек, наблюдается твердая тенденция увеличения числа занятых. Согласно прогнозам, к 2015 г. этот показатель вырастет до 270 млн.) Среди внешних факторов - угроза тер-роризма, криминальная обстановка, различного рода эпидемии и болезни.

Повышение эффективности функционирования туристского сектора зависит от решения на уровне государства следующих основных задач:

♦ разработки статистической базы данных по туристским рынкам, способствующей планированию в сфере туризма;

♦ создания систем и определения порядка планирования туризма;

♦ партнерства между правительствами принимающих стран и частным

туристским сектором в деле укрепления туристских связей;

♦ сотрудничества между странами на региональной основе по направле

ниям: маркетинг, стандарты профессиональной подготовки и т.д.;

♦ получения необходимых средств на рынке капитала для инвестиций в

инфраструктуру, оборудования и объекта;

♦ создания всех необходимых условий для использования экономичес

ких выгод туризма местным населением;

♦ создания специализированной системы подготовки профессиональных

кадров для туристского сектора;

♦ разработки широкого спектра туристских продуктов и услуг, отвечаю

щих потребностям и желаниям всех сегментов и ниш потребительского рынка, маркетинговых мероприятий;

♦ проведения рациональной политики в отношении эффективного воз

действия туризма на окружающую среду и др.

Эти задачи выделены ВТО в качестве основных на перспективу. Их решение будет зависеть от объемов вложений в эту сферу. Это в свою очередь позволит повысить эффективность туристского сектора на всех уровнях, получить максимальную выгоду и обеспечить высокий уровень удовлетворенности туристов, содействуя взаимопониманию и взаимному уважению между народами мира и их культурами.

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Политика, как и на любую сферу человеческой деятельности, так же оказывает огромное влияние на индустрию туризма. Кроме того, считается, что, чем сильнее государство вмешивается в туристскую деятельность, тем сильнее тенденция к ее развитию. По сути политика туризма представляет собой осознанную поддержку государством туристской отрасли и формирование основных ее направлений путем воздействия на важные составляющие.

Элементы политики, влияющие на туризм

Таким образом, политика туризма зависит от несколько составных элементов в мире политики, к которым относятся экономическая политика, политика пассажирских перевозок, социальная политика, территориальная политика и политика культуры.

Существенное воздействие на туризм оказывает, во-первых, социальная политика, которая предполагает законодательное регулирование рабочего времени и отпусков, расширение материального благосостояния населения, а так же субсидирование строительства различных сооружений для отдыха.

Немаловажное значение так же имеет политика пассажирских перевозок. Данный факт подтверждается уже тем, что во всех турпутевках указывается словосочетание: поездка + пребывание. Однако отметим, что не только туризм зависит от перевозок пассажиров, но и пассажирские перевозки в значительной степени зависят от развития туризма.

Основной же целью территориальной политики является сохранение количества и качества территорий для отдыха, при этом,не допуская влияния вредных для природы его последствий. Задачей же политики культуры является недопущение окультуризации народа путем сохранения ее традиций, обычаев и исторических памятников.

Экономическая политика так же влияет на туристическую отрасль народного хозяйства, отметим, что между тенденциями развития туризма и экономики наблюдается тесная взаимосвязь. К примеру, изменения обменных курсов оказывают существенное влияние на объем туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами.

Политика туризма: ценообразование

Что касается политики ценообразования, то в индустрии туризма она определяется разными факторами. Как правило, выделяют 5 основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс ценообразования - это потребители, государство, участники каналов сбыта, конкуренты и издержки производства.

Значительную степень на ценообразование оказывает государственное регулирование, поскольку большинство достопримечательностей в странах принадлежит государственному сектору, многие авиакомпании также контролируются государством, кроме того в основном в развивающихся странах даже гостиницы принадлежат государству. Также правительство иногда косвенно может повлиять на цену, например, как уже было сказано выше, используя валютный контроль, который может привести к ограничению обмена валюты, в результате чего туристы вынуждены будут менять валюту по завышенной цене и тем самым увеличивать реальную цену путешествия. Однако отметим, что к таким методам некоторые правительства идут крайне редко и только тогда, когда необходимо сдержать туристические компании от соблазна получения сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочным интересам туристского бизнеса страны.

Статья посвящена проблемам и перспективам развития туризма в регионах РФ. Особое внимание автор уделяет расширяющейся географии российского туризма, обозначая новые туристские зоны, появившиеся на территории России.

Ключевые слова: экономика РФ, туристская политика, региональный туристский продукт, география туризма, зоны развития туризма.

Туристская отрасль экономики России на современном этапе развития характеризуется стремлением частного сектора к увеличению производства конкурентоспособных туристских услуг. В условиях формирования новой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года туризм способен оказать ощутимое воздействие на развитие целого ряда секторов экономики страны. Вместе с тем, в условиях обострения конкурентной борьбы на туристских рынках Российская Федерация пока не имеет серьезных положительных результатов. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к данным Росстата, согласно которым въезд иностранных граждан по статье «туризм» в последние годы постоянно снижается и сократился с 3,2 млн. поездок в 2003 г. до 2,2 млн. поездок в 2007 г.

В этой связи, подчеркивая необходимость укрепления межотраслевого туристского комплекса, важно выработать комплексный подход к решению проблем отрасли, шире использовать возможности министерств, ведомств, коммерческих и общественных структур в сфере туризма. Однако пока государственная система продвижения национального туристского продукта находится в зачаточном состоянии. Сравнительный анализ зарубежного опыта говорит об отсутствии в России концепции конкурентоспособности отечественного туризма. Примеры многих государств мира свидетельствуют о том, что на продвижение туристского продукта национальным туристским администрациям выделяются солидные средства (Израиль - св. $200 млн., Испания - около $150 млн., США и Китай - по $70 млн., Франция - $60 млн).

Слабо используются возможности рекламы - по исследованиям , каждый вложенный в рекламу туризма доллар приносит рекламодателю более $500 прибыли . Реклама российских возможностей в сфере туризма и ее финансирование оставляют желать лучшего. Вне серьезных научных исследований остаются актуальнейшие вопросы повышения конкурентоспособности. В этой связи объектом глубоко продуманной системной государственной политики должна стать научно-образовательная сфера в туризме в целом, как и сам турбизнес, нацеленный в конечном счете на создание конкурентоспособного национального туристского продукта.

Мировой опыт показывает, что успешное продвижение страны на мировом рынке достигается успешным продвижением ее конкретных дестинаций. Франко Демаринис, проработавший три года директором Национального управления Италии по туризму (ENIT), делясь впечатлениями и опытом о своем пребывании в России, однозначно рекомендует активизировать работу по продвижению конкретных регионов России на международный туристский рынок, утверждая, что рекламировать надо не страну, а ее отдельные территории, как это давно делают в Италии: «сама Россия в рекламе не нуждается.

Многие люди слышали про Кремль и дворцы , слова «Путин», «водка», «икра», известны всему миру. Зато мало кто представляет, сколько всего интересного есть в каждом российском регионе». Действительно, по опыту г-на Демариниса, ENIT не занимается рекламой Италии в целом. На это даже нет бюджета. Все внимание в ее работе сосредоточено на продвижении конкретных итальянских областей, которые как раз под эти цели и выделяют свои бюджетные средства, и ENIT рекламирует их готовый туристский продукт.

Знакомясь с русскими туристскими каталогами, Ф. Демаринис не обнаруживает в них такой, казалось бы, на первый взгляд простой философии .

Действительно, подробный, полный, стостраничный справочник практической и технической информации по приему туристов в Италии для туристских агентств «Общие сведения об Италии», изданный в 2002 году, дает информацию буквально обо всех уголках страны, туристско-рекреационных возможностях каждой области Италии .

Успешное продвижение регионального туристского продукта во многом зависит от грамотности региональной туристской политики. Такая политика в регионах Российской Федерации уже осуществляется, и к настоящему времени уже сформировались ее основные направления. Туристская политика реализуется практически на всей территории Российской Федерации, а ее практическое воплощение происходит, главным образом, на уровне отдельных субъектов Федерации (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов федерального значения).

Цели региональной туристской политики подчиняются, безусловно, главной цели региональной политики государства, которая состоит в сохранении единства и целостности России путем обеспечения баланса общероссийских и региональных интересов. Одна из основных задач общегосударственной региональной политики заключается в обеспечении достойного уровня жизни и постепенном выравнивании благосостояния населения в каждом регионе. Отсюда вытекает задача четкого разграничения компетенций между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и местного самоуправления при повышении роли и укреплении самостоятельности регионов.

Основные направления региональной политики в области туризма реализуются путем создания региональных законодательных и других нормативно -правовых актов, разработки и утверждения программ регионального развития туризма, создания и поддержки основных компонентов туристской инфраструктуры (гостиниц, туристско-информационных центров и др.).

В субъектах РФ законодательные и нормативно - правовые акты о туристской деятельности начали утверждаться до принятия Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

The author focuses on challenges and prospects of developing tourism in Russian regions. Particularly the author dwells on the increasing geography of Russian tourism and points out new tourism zones that have emerged in Russia.

Key words: RF economy, tourism policy, regional tourist product, tourism geography, tourism development zones.

1 За рубежом система туристских информационных центров полу технологий приобрела новые качества.

На местном, региональном, национальном и международном уровнях экология и экономика, в том числе туризм, объединяются в систему, в которой действуют причинно-следственные связи. Однако, как уже отмечалось, подчиненность сферы туризма государственным органам управления различных уровней мешает объединению составляющих туристической политики. Создание координационного органа частично помогло бы решить проблему. Однако все равно государству придется управлять сферой, с которой она осведомлена не очень хорошо. Более перспективным в управлении туриндустрией путь передачи субъектам туристической индустрии знаний, которые помогут им выработать собственную стратегию инвестиций и коммуникаций. Совершенствование этих знаний позволит туризма больше влиять на обсуждение важных вопросов современной жизни и укрепить свои позиции в этих вопросах. Например, доля туризма, как известно, существенно зависит от сохранения и "продвижение" национального наследия. Туризм должен не только участвовать, но и восприниматься как ведущий элемент во всех процессах, касающихся национального наследия. От этого будут зависеть и впечатление, которое создает туристическая индустрия в целом, и политическая значимость туристической отрасли.

Государства должны четко определить и пропагандировать то, что может иметь значение для развития туризма, в частности конкретные меры по развитию туризма в мировом масштабе. Отказ от протекционистской политики, обеспечения права на отдых и увеличения продолжительности отпусков - все это, конечно, желательно, но будет иметь положительные последствия только при условии признания этих мероприятий как национальных приоритетов. Важно сформулировать основные политические принципы и закрепить их в рабочих программах, четко определить степень и направления необходимого вмешательства государства в туристическую сферу.

Ответственность государства за развитие туризма, ее участие в привлечении инвестиций безусловно имеют большое значение. Однако не менее важны следующие процессы:

Контроль за развитием туристической деятельности, основанный на концепции планомерного развития и определение национальных приоритетов;

Развитие инфраструктуры, входящей в компетенцию органов власти, как государственных, так и местных. Это основа любой социально-экономической деятельности, в том числе туризма;

Вмешательство государства в случае необходимости, например, в производство оборудования для тех сфер, в которых частный сектор не сможет рассчитывать на высокие прибыли, следовательно, не будет заинтересован в инвестициях, скажем, для социального, молодежного, культурного туризма. То же касается

Международная конкуренция, национальные интересы и специфика индустрии- это основные причины, которые требуют участия государственных органов в управлении туриндустрии. На начальном этапе развития инфраструктуры туристической отрасли государство всячески поддерживала желание людей путешествовать и создавала для этого надлежащие условия. Однако к середине 60-х годов XX в. мероприятия, которые осуществлялись в этом направлении, имели исключительно количественный характер. Государство способствовало развитию крупных городов, в то же время были центрами туризма. Они связаны между собой сетью автомобильных дорог, что само по себе способствовало использованию автомобильного транспорта с туристической целью. В Европе приступили к устранению естественных препятствий, которые мешали поездкам на автомашинах. Морской пассажирский транспорт переживал кризис. Приобретали популярность чартерные программы. К туристических потоков, которые направлялись в большие города, присоединялись "заморские" туристы. Вслед за проблемой стимулирования продвижения национального туристического продукта государственные органы управления туризмом должны были решать вопрос транспортной инфраструктуры: крупные города и главные транспортные пути уже не могли справиться с большим потоком туристов, особенно в высокий сезон. Демократизация туризма способствовала повышению спроса на услуги гостиниц средней категории и даже дополнительных средств размещения. В то же время некоторые страны столкнулись с нехваткой высококвалифицированного персонала, заставило государственные органы вмешаться в решение вопросов подготовки кадров.

Итак, во второй половине XX в. в национальной туристической политике большинства европейских государств сформировалось новое направление. их беспокоило не только количественное увеличение туристического потока, но и его качество, направленность и управляемость.

В Европе улучшалось побережья морей, разрабатывались новые направления и туристические маршруты, что позволило разгрузить традиционные транспортные артерии. Международные туристические организации способствовали расширению зоны деятельности национальных туристических структур. В некоторых странах Европы были созданы специальные комиссии, которые при содействии международных структур занимались разработкой мер защиты национальной исторической, природного и культурного наследия. При туристических администрациях создавались независимые организации, ответственные за сохранение окружающей, в том числе природного, среды. Роль государства в этих новых сферах проявлялась уже за пределами деятельности правительственных организаций по туризму.

и реализации проектов, которые требуют инвестиций, превышающих возможности частного сектора;

Государственная поддержка туризма, а также экономическое и юридическое регулирование этой сферы, напрямую влияет на принятие решений об инвестициях. Отраслевые проекты и программы развития, которые разрабатываются под эгидой государства, способствуют привлечению средств в этот сектор.

Развитие туризма достигнет успеха с взвешенной политики на национальном и региональном уровнях. Помощь в развитии отрасли может заключаться в;

Строительстве туристического комплекса, структура которого сформирована с учетом местной специфики (атракты)

Развития местной инфраструктуры (гостиницы, рестораны и т.д.);

Модернизации средств связи (факсы, телефоны, информационные системы) и развития инфраструктуры (дороги, средства доставки)

Развития туристических кадров (курсы подготовки и переподготовки кадров для туризма, курсы повышения квалификации).

Как уже отмечалось, важна роль государства в привлечении инвестиций, в том числе через введение льгот. Выделим четыре категории льгот, благодаря которым инвестиции привлекаются в туристический сектор:

1) финансовые льготы - скидки и займы под низкий процент (правительство стимулирует приток инвестиций за счет собственных средств);

2) льготы "напивфинансового" характера - правительство выступает гарантом займов, поддерживает курс обмена валют и разрабатывает систему скидок; отчисления из общественных фондов значительно сокращены и практически равны нулю;

3) налоговые льготы - временное освобождение от уплаты налогов или сокращения их размера, а также другие налоговые льготы (уменьшение ставок налога на прибыль, предоставление кредита для выплаты процентов по иностранным займам, освобождение от уплаты налога на землю, уменьшение преференциального тарифа, льготные пошлины на ввоз оборудования и т.д.). Все это поможет сохранить и (или) увеличить доходы от капиталовложений и, кроме того, сократить первоначальные затраты;

4) другие меры - создание системы подготовки кадров, разработка программ по продвижению национального турпродукта и страны как туристического направления, перевода прибыли за границу, импорт материалов и оборудования для отрасли, привлечение высококвалифицированных кадров, в том числе иностранных, в общем меры, направленные на повышение привлекательности туристического образа страны.

Прерогативой государственных органов управления туризмом также решения кадровых проблем. Признанной в международном масштабе практикой е контроль со стороны государства за общими требованиями, которым должны соответствовать работники туристической сферы. Для этого на государственном уровне разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты и квалификационные требования к лицам, которые занимаются той или иной профессиональной деятельностью в туризме. Однако прежде чем перейти к вопросам регулирования кадровой проблемы, нужно определить понятие "туристическая профессия", что позволит более четко представить себе объект регламентации.

К сожалению, список туристических профессий на международном уровне еще не утвержден, хотя такая работа предусмотрена планами UNWTO. Трудности этого процесса обусловлены прежде всего тем, что в туризме осуществляется деятельность, которая относится и к другим секторам, в нее вовлекаются как местное население, так и туристы из других регионов или стран (местный транспорт, торговля, спорт, культурные, санитарно-гигиенические услуги и т.д.). UNWTO вместе с ООН сделала несколько шагов в направлении разграничения и описания туристических профессий. Первым таким шагом было определение видов деятельности в туризме (Сечь).

Часто на практике классификация туристических профессий или занятий напрямую зависит от реальной значимости этого сектора экономики в том или ином регионе.

К определению понятия "туристическая профессия" удобно подойти с двух сторон: теоретического и практического. В теоретическом плане это понятие должно вытекать из концепции понятие "туризм". Но, признавая возможность существования различных вариантов классификации деятельности местного населения (которая может быть, а может и не быть отнесена к туристической), возникает необходимость предварительно определить критерии, на основании которых можно разграничить туристические профессии. Следовательно, нужно рассматривать профессии, которые принадлежат именно к этой сфере деятельности, а лица, представляющие их, предлагают услуги туристам прямо или косвенно, но на них не распространяется законодательство других секторов народного хозяйства.

Анализ национальных законодательных и других регламентирующих актов дает основания для вывода о том, что туристическими профессиям могут считаться прежде всего профессии, связанные с приемом, обслуживанием туристов и организацией поездок: в большинстве стран объектом регламентации является деятельность организаторов путешествий, турагентств, туроператоров, турпредставительств, гидов и сопровождающих.

Признание государством важности специальной профессиональной подготовки в туризме подтверждает, в частности, тот факт, что в большинстве стран для получения лицензии на занятие туристической деятельностью нужно иметь профессиональное образование. Аналогичное требование выдвигается к лицам, желающим заниматься другой профессиональной деятельностью, связанной с приемом и обслуживанием туристов - до гидов, сопровождающих, экскурсоводов и др. Туристические законодательства Франции, Испании, Венгрии, Португалии и других стран содержат четкие требования к уровню общей и профессиональной подготовки для этих категорий работников.

Перед государствами - членами ЕС поставлена задача гармонизировать законодательные и нормативные акты в сфере, касающейся путешествий и отдыха в составе комплексного туристического продукта (Директива ЕС от 19 июня 1990 № 90/814 / СБЕ).

Процесс координации профессиональных требований, целью которого является содействие свободному обмену занятых в производстве, охватил и сотрудников службы приема в гостиницах, экономического отдела, горничных, работников ресторанов, барменов, кассиров, портье и поваров. Согласовано требования к лицам, которые сопровождают туристические группы, сотрудников турагентств, сотрудников службы по проведению конгрессов, сотрудников рекламно-информационного туристического отдела, технического персонала службы приема в туристическом агентстве, работников парков отдыха.

Директива ЕС № 75/368 / СЕЕ касается условий, в которых гиды и переводчики могут заниматься своей профессиональной деятельностью как лица, которые организуют поездку, и как лица, сопровождающие туристов. Положения настоящей Директивы не распространяются на экскурсоводов, работающих в местах, которые посещают туристы.

В 1995-1996 pp. страны Западной Европы, которые в то время были членами ЕС, приняли перечень профессий гостиничного и ресторанного секторов, а также квалификационные требования к ним.

Туризм фигурирует в программах ЕС по профессиональному образованию и подготовке.

Программа COMET предусматривает сотрудничество туристических предприятий и университетов в подготовке специалистов для туризма с использованием новейших технологий и разработок.

Программа ERAZMUS - гибкий инструмент межуниверситетского сотрудничества, рассчитанный на подготовку специалистов для туризма по единой европейской программе и с единственным дипломом.

Программа PETRA обеспечивает возможность получения дополнительной годовалого или двухлетнего образования всем лицам, которые имеют среднее образование.

Сейчас секрет успеха большинства популярных туристических центров объясняется чистотой окружающей среды, эффективности мер его защиты и самобытностью местной культуры. Ухудшение качества окружающей среды и экономической конъюнктуры, потеря самобытности влияют на развитие туризма.

Окружающие живописные пейзажи и уникальные природные памятники, разнообразная флора и фауна, чистый воздух и чистая вода составляют большую часть ресурсов, которые привлекают туристов. Местные органы власти отвечают за обеспечение разумного управления ресурсами сегодня, чтобы их могли использовать и будущие поколения. За счет доходов от туризма можно субсидировать меры, направленные на сохранение окружающей среды.

Не менее важными являются планирование и развитие туризма в контексте сохранения культурного наследия. Археологические раскопки и исторические памятники, оригинальная архитектура, самобытные искусство и ремесла, традиции, вообще система ценностей - все это вместе и составляет культуру региона, который привлекает туристов.

Поддержка и сохранение уникальной исторической, культурной и социальной самобытности определенного региона чрезвычайно важными составляющими любой стратегии развития. Государство влияет на эти процессы путем разработки специального природоохранного законодательства, нормативных актов, определяющих возможность использования культурно-исторического наследия, а также путем принятия специальных программ развития соответствующих регионов, перспективных в туристическом отношении.

Это основные касаются туризма сферы, требующих регулятивного воздействия государства, даже в наиболее развитых странах, где участие государства не проявляется с такой очевидностью в других отраслях экономики, регулируемых в значительно большей степени частным сектором с помощью рыночных механизмов.

Очевидно, что государство призвано играть ведущую роль в развитии отраслей, признанных приоритетными для определенной страны. Формы и пределы такого участия каждая страна определяет самостоятельно, исходя из реальных возможностей, общих приоритетов и соотношение спроса и предложения, состоящее на внутреннем рынке. Таким же образом решаются вопросы сотрудничества с частным сектором: в каких областях его можно признать наиболее значимым и какой формы оно должно приобрести для обеспечения максимальной эффективности.

Таким образом, роль государства в развитии туризма можно свести к следующим функциям:

Регламентирование туристической деятельности путем разработки законодательства, призванного обеспечить условия для добросовестной конкуренции на рынке туристических услуг и защите прав потребителя, а также определения налоговых границ функционирования туристической отрасли;

Координации развития туризма, которая включает внутреннюю координацию деятельности участников туристического процесса в рамках отрасли и обеспечение гармоничного включения туризма в общий хозяйственный механизм, можно рассматривать как внешнюю координацию;

Стимулирование международного обмена путем упрощения туристических формальностей, а также создание благоприятных условий для развития внутреннего туризма;

Обеспечение безопасности туристической деятельности и туризма в рамках национальной территории;

Информационного обеспечения туристической деятельности, предусматривающий сбор и обработку статистических данных, выпуск и распространение рекламно-информационных материалов, характеризующих состояние отрасли в национальном масштабе, а также проведение научных исследований в сфере туризма;

Продвижение национального туристского продукта на международном рынке;

Подготовки кадров.