Зарождение туризма. Этапы развития туризма. История развития транспорта

§ 5. Характеристика этапов в истории развития туризма

Туризм как массовое социальное явление стал складываться лишь после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят в глубокое прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа.

Первый этап – от древности до начала XIX века.
Второй этап – от начала XIX века до начала XX века.
Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны.
Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней.

В основу данной периодизации положены технико-экономические и социальные предпосылки, а также целевые функции туризма на разных этапах развития.

Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа относится к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр добирались до места соревнований из самых удаленных уголков Греции.

Позже, в Средние века, стимулом к путешествиям становится религиозный фактор – поклонение святыням христианства и мусульманства. Эпоха Возрождения ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер путешествий.

В эпоху Просвещения путешествия носили образовательную направленность. Например, молодые дворяне отправлялись в своеобразный «гран-тур» по Европе для того чтобы получить престижное образование, дающее право заниматься политической или общественной деятельностью. В Великобритании такой маршрут начинался в , затем студенты отправлялись в Париж, после чего продолжали свое образование в , и , обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию и Нидерланды.

До середины XIX века путешествия имели ряд отличительных черт: во-первых , средства передвижения были примитивными; во-вторых , путешествие было не самоцелью, а необходимым условием и средством достижения какой-либо другой цели (например, торговля, лечение, образование и т.п.). Развитие мануфактурного производства и промышленные перевороты XVIII-XIX веков в ведущих европейских странах внесли изменения в экономическую жизнь общества. В результате развития производительных сил общества происходит разграничение рабочего времени и свободного времени работника. Это создавало предпосылки для второго этапа развития туризма.

Второй этап развития туризма называют элитарным туризмом. Именно на этом этапе начинают создаваться первые специализированные предприятия по производству туристских услуг. Важнейшую роль на этом этапе развития туризма сыграли революционные изменения в транспорте. Измени-12

Лись средства доставки и передвижения. В 1807 г. изобретателем Фултоном был сконструирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 г. Совершенствовались средства доставки почтовых отправлений, расширялись сети дорог. Все это обусловило гораздо большую надежность и скорость передвижения. При этом расходы на путешествие снижались за счет более экономичных средств передвижения.

В середине XIX века возникают первые пароходные компании, которые осуществляли доставку переселенцев со Старого Света к берегам Северной и Южной Америки.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествий для большинства простых людей. Повышение качества и надежность транспортных перевозок наряду с их удешевлением обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам приходят первые гостиницы.

В 1801 году в Германии (г. Баден-Баден) открылась гостиница «Бадише-Хоф». В 1812 году в Швейцарии вступает в строй отель «Риги – Клестерли», в 1832 году построена гостиница в городе Фаульхорн. В городе Интерлакене (Швейцария) в 1859 году простроен «Гранд-отель Швайцерхоф». В Германии на рубеже XVIII – XIX в.в. возникают первые курорты минеральных вод – в Хайлигендаме, Нордернее и Травемюнде.

В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов. Но во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу производства. К предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристских поездок и реализация их потребителю.

Примером первого пэкидж-тура (комплекс туристских услуг, продаваемый по единой цене) может служить групповой тур на отдых, организованный Томасом Куком в 1841 г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Вся поездка стоила каждому пассажиру всего один шиллинг. Естественно, что Т. Кук преследовал не коммерческие, а, скорее, социальные цели. Он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования рабочего времени.

После этого в течение 20 лет в Англии возникли множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, что отразило расширение туристского спроса. В Германии первое бюро путешествий было основано в 1863 году в г. Бреслау. Оно имело тесные контакты с пароходными компаниями и в начале XX века активно рекламировало и продавало морские круизные развлекательные поездки. Тем не менее, в конце XIX – начале XX вв. дальние туристские поездки могли себе позволить немногие.

Третий этап ознаменовал собой начало становления социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок.

Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения индустриально развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и объем их производства.

Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.

После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, – и население с низким уровнем доходов.

Конвейерный туризм предполагает относительный примитивизм и однородность потребностей и мотиваций туристов и, соответственно, обезличенный конвейерный характер производимых услуг.

Дифференцированный туризм отличают разнообразие потребностей и мотиваций туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристском спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристского предложения. Для дифференцированного туризма характерен широкий ассортимент услуг. Турфирма, как правило, предлагает определенное количество видов турпродукта, каждый из которых имеет множество вариантов выбора. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.

Определяющим мотивом поведения потребителя туристских услуг в этот период являлся рекреационный аспект туризма. Отдых рассматривался как средство восстановления физических сил с целью продолжения труда. Расширение объемов спроса на туристском рынке сопровождалось активным ростом предприятий туризма. Туристские услуги стандартизируются и предлагаются в виде комбинированных «пэкидж-туров».

На рубеже 60 – 70 гг. формируется общество потребления материальных благ, т.е. потребление ради потребления. Рынок производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется мотивация туристского спроса. Наряду с рекреационным туризмом все большее значение приобретают образовательный, коммуникативный и инвестиционный аспекты туризма.

Вследствие расширения объемов туристского спроса и предложения в туристскую отрасль поступает капитал из других сфер народного хозяйства. Особую активность проявляют транспортные предприятия и торговые фирмы. Таким образом, со второй половины 70-х годов XX в. можно говорить о расцвете конвейерного туризма, который в настоящее время постепенно трансформируется в дифференцированный туризм.

В истории развития мирового туризма принято различать четыре этапа: до начала XIX в., XIX в. - Первая мировая война, период между двумя мировыми войнами, после Второй мировой войны (современный этап).

Первый этап ― до начала XIX века

Первый этап определяется как предыстория туризма. Истоки туризма уходят во времена кочевий первобытных людей. Необходимость постоянных поисков пищи вынуждала первобытных людей запоминать свои маршруты, хорошо ориентироваться на местности. Передвижение долгое время совершалось пешком. Впоследствии в качестве средств передвижения стали использовать животных: лошадей, верблюдов, ослов. Несмотря на то что первые территориальные перемещения были обусловлены необходимостью выживания народов в суровых природных условиях, они сформировали навыки путешествий, создали предпосылки для географических открытий, для путешествий с познавательными целями.

Если в первобытном обществе человек имел лишь некоторые географические представления о территориях, то в период рабовладения уже существовала определённая систематизация географических открытий. К концу XVIII в. благодаря экспедициям путешественников были открыты и исследованы большая часть земной поверхности, моря и океаны, проложены важнейшие морские пути.

Для XVIII в. характерно появление совершенно новых целей путешествий ― развлечение и отдых на природе. Со второй половины XVIII в. Франция становится центром просвещения. В Париж постоянно приезжали иностранцы и провинциальные французы разных сословий с целью получения образования. В XVIII ― начале XIX в. среди молодых людей европейских стран получили распространение “гран туры” по крупным городам Европы с познавательной целью и для приобретения определенного престижа.

Наибольшее число путешествий в XVIII в. совершалось жителями Англии. Основные направления туристских потоков Европы были связаны с Италией и Швейцарией. Туристские ресурсы, привлекавшие путешественников в эти страны, были разными: в Италии ― памятники античности и Средневековья, в Швейцарии ― сказочная природа. Эти ресурсы формировали определённую целевую специализацию туристских потоков в конце XVIII ― первой половине XIX вв.

Итак, на первом этапе истории мирового туризма основными мотивами путешествий являлись торговля, образование, паломничество, лечение. До середины XIX в. путешествия были не самоцелью, а необходимым условием и средством для достижения собственно цели, а также отличались примитивными средствами передвижения.

Второй этап XIX в. - Первая мировая война

Второй этап в истории туризма характеризуется революционными изменениями в развитии транспорта. Изобретение Фултоном парохода (1807 г.), Стефенсоном паровоза (1814 г.), Даймлером и Бенцем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (1769 г.) и братьями Райт самолета (1903 г.), совершенствование почтовой связи и дорожно-транспортных коммуникаций дали возможность удешевить и ускорить путешествия, сделать их более комфортными и безопасными. В связи с этим возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным “комнатам для гостей” в домах священнослужителей, монастырях и религиозных миссиях пришли первые гостиницы. Появляются первые бюро путешествий, в задачи которых входили организация туристских поездок и реализация их потребителю. Первое путешествие, которое стало прототипом будущих пакет-туров, организовал в 1841 г. Томас Кук для членов Общества трезвости. Комплекс услуг включал 20-мильную поездку по железной дороге, чай, булочки и духовой оркестр. Поездка стоила один шиллинг, в ней участвовало 570 человек. В 1851 г. Т. Кук организует поездку для 165 тыс. человек в Лондон на первую Международную промышленную выставку, затем ― во Францию на Всемирную выставку (1855 г.). Отметив коммерческие перспективы массового туризма, он положил начало современной туристской индустрии. Во второй половине XIX в. туристские бюро были созданы во многих странах мира.

Третий этап― период между двумя мировыми войнами

Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х гг., зарождение и распространение фашизма оказали отрицательное влияние на развитие туризма. Вторая мировая война и последующая деятельность стран по ликвидации ее последствий приостановили развитие туризма почти на 10 лет. Вместе с тем именно в период между этими войнами зарождается массовый туризм, расцвет которого приходится на послевоенные десятилетия.

Именно в это время правительства государств Европы обратили серьёзное внимание на развитие международного туризма, о чём свидетельствует тот факт, что в 1925 г. в Гааге состоялся первый Международный конгресс официальных ассоциаций по пропаганде туризма (МКОАПТ).

Четвертый этап ― после Второй мировой войны (современный этап)

После Второй мировой войны туризм приобретает действительно массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых стран. 50―60-е гг. ― период интенсивного создания инфраструктуры туризма и начала систематического сбора данных по туризму в мировом масштабе. В 50-е гг. и до середины 70-х наблюдается экстенсивный рост как въездного, так и выездного туризма. Формируется индустрия туризма со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления. Данный этап характеризуется быстрым ростом количества путешествующих, увеличением числа туристских предприятий и объёмов их производства, массовым строительством средств размещения, объектов туристской инфраструктуры.

Развитие техники и технологий производства в индустриально развитых странах способствовало повышению благосостояния населения, увеличению времени отпусков, что, в свою очередь, положительно влияло на развитие туризма. Характерными тенденциями туризма 80―90-х гг. стало увеличение спроса на туристские услуги среди людей среднего и ниже среднего достатка. Это еще в большей степени дифференцировало туристский рынок, привело к многообразию туристского продукта, рассчитанного на людей с разным материальным достатком и различными интересами.

В части первой рассказывается об истории развития туризма, путешествий и различных видов транспорта; рассматривается понятийно-терминологический аппарат, характеризующий туризм; раскрывается экономическая значимость индустрии туризма, ее влияние на экономику региона, страны.

Особое внимание уделяется развитию внутреннего, национального, туризма. В связи с этим актуальными являются характеристика существующей в России материально-технической базы туризма и анализ современного состояния основных сегментов индустрии туризма Российской Федерации: транспортной сети, предприятий гостиниц и ресторанов, различных туристских организаций.

Туризм - это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти.

Бурное развитие во всем мире электронно-вычислительной техники и внедрение автоматизации в туризм делают его также сферой международных информационных технологий и процессов.

Велика роль международных, региональных и национальных туристских организаций, которые вносят вклад в развитие мирового туризма и проводят протекционистскую политику в рамках отдельных стран и регионов.

Большое влияние с социальной точки зрения оказывает туризм и на регионы: благодаря развитию туризма появляются сотни тысяч рабочих мест, развиваются коммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения и т. п. А в ряде регионов, удаленных от промышленных и культурных центров, только он один и может выполнять эти функции.

Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять, что развитие туризма должно сопровождаться усилиями в содействии программам внутреннего, национального, туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.

Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, в основе которых полное и гармоничное развитие личности, право человека на уважение его достоинства и индивидуальности, уважение моральных ценностей народов.

Поскольку туристская деятельность является одной из самых трудозатратных и выступает как регулятор занятости населения, немаловажная роль отводится профессиональному образованию в туризме. Учитывая такие характеристики туристского рынка, как динамическая изменчивость, возникновение новых тенденций и способов предпринимательства, важно научить специалистов туризма ориентироваться в конъюнктуре и динамике туристского рынка. Только образованный, соответствующим образом подготовленный специалист способен создать конкурентоспособный продукт и реализовать его на рынке туристских услуг.

Основу многих учебных пособий по туризму, как правило, составляет зарубежный опыт. Несомненно, положительный опыт зарубежных стран следует учитывать в процессе изучения различных аспектов туристской деятельности. Однако опираться необходимо все-таки на опыт отечественных туристских организаций.

Данная часть содержит системное изложение определений и проблем туризма, необходимое для студентов туристских вузов и колледжей. В ней представлены как основополагающие, принципы туризма, так и основные составляющие туристской индустрии. Особое место отведено рассмотрению инфраструктуры индустрии туризма в Российской Федерации, развитию ее транспортной сети, авиационного, автомобильного, железнодорожного и водного транспорта. Как составляющие инфраструктуры туризма рассматриваются сферы гостиничного, ресторанного бизнеса и индустрии развлечений, их место на туристском рынке России. Приводится анализ перспектив российского туризма в рамках бизнеса туров и транстуров, поскольку в современных условиях именно в этой области туристской деятельности наблюдается острая конкурентная борьба. ""

Особое внимание следует обратить на имеющиеся статистические данные, позволяющие проанализировать современное состояние туристского рынка России.

Глава 1. История развития туризма

Массовый туризм является феноменом XX века, так как приобрел современный вид в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями. Однако люди путешествовали уже с незапамятных времен, главным образом для того, чтобы избежать голода или опасности. Останки первых людей (Homo erectus) были найдены в Западной Европе, Африке, Китае и Джаве. Этот факт указывает на замечательную способность древних людей путешествовать на дальние расстояния без каких-либо средств передвижения. Изобретение денег финикийцами и развитие торговли, начавшееся в 4-м тысячелетии до н. э., можно определить как начало современной эры путешествий. Финикийцы также изобрели письменность и колесо, так что их по праву можно считать родоначальниками "туристского бизнеса".

§ 1. Первые путешественники

Жители Океании. Среди самых первых были путешествия по Океании. Маленькие челночные каноэ, не более 40 футов длиной, использовались для путешествий из Юго-Восточной Азии через Микронезию и Тихий океан к островам Маркизы, архипелагу Туамоту и Объединенным островам. В 500 г. до н. э. полинезийцы с Объединенных островов путешествовали на Гаваи на расстояние более 2 тыс. миль. Навигация осуществлялась путем наблюдения за расположением солнца и звезд, волнениями океана, облаками и полетами птиц. Неразгаданной остается проблема пополнения запасов пресной воды и еды.

Жители Средиземноморья. В древней колыбели Западной цивилизации путешествия с целями торговли, коммерции, религиозной, лечения или обучения совершались с давних пор. В Ветхом Завете существуют многочисленные упоминания о путешествиях торговцев на караванах.

С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот, V в. до н. э.) и исследователи других стран (Пифей, IV в. до н. э.).

Начиная с 776 г. до н. э. ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместиться и отдохнуть атлеты и зрители.

Накопившиеся к началу нашей эры географические данные о различных странах наиболее полно были изложены древними географами Страбоном (63 г. до н. э. - 20 г. н. э.) и Клавдием Птоломеем (90168 гг. н. э.).

Древний Рим внес свой вклад в историю туризма: богатство, изобилие и огромные территории империи были первостепен-ными составляющими, необходимыми для туризма. Римляне построили великолепную сеть дорог, по которым они могли путешествовать на лошадях на расстояние более 100 миль в день, чтобы посмотреть знаменитые храмы в регионе Средиземноморья, особенно пирамиды и памятники Египта. В период расцвета Римской империи для римлян из богатых семей поездка в Грецию зачастую была связана с необходимостью дополнить свое образование. Позднее путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер: страна привлекала туристов фестивалями, атлетическими соревнованиями и другими видами увеселений и развлечений. Перемещение богатых путешествен-ников требовало соответствующей организации их отдыха. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками.

Еще в I в. до н. э. в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Они располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии.

В правление Александра Великого (с 334 г. до н. э.) город Эфес в Турции стал важным торговым центром и одним из главных городов в античном мире, куда стекались туристы, чтобы полюбоваться на акробатов, жонглеров, волшебников, которые переполняли его улицы.

Однако упадок Римской империи (I в. н. э.) сопровождался и упадком туризма. Поток богатых путешественников сократился, дороги пришли в негодность, страна стала наполняться бандитами, ворами, сделавшими путешествия небезопасными. В течение последующих веков и до середины XV века главным видом путешествий было паломничество европейцев, которые путешествовали по святым местам континента.

Европейцы. Наиболее массовое передвижение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных. Представители привилегированных классов совершали в средние века путешествия ft целебным источникам. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические познания человека. Подробные описания увиденных ими рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко да Гама, Христофор Колумб и др.

Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV - второй половины XVII века, число не открытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось.

Американцы. В XVI веке огромный континент Северной Америки исследовался испанцами, которые для своих путешествий использовали лошадей.

Первые путешествия американцев по стране осуществлялись пешком или на лошадях, в дальнейшем стали использоваться маленькие лодки и каноэ. По мере того как строились дороги, стали распространяться поездки на почтовых каретах. Строительство железных дорог по всей стране привело к еще большей популярности путешествий. В 1850 г. была основана компания "Америкэн Экспресс", которая стала пионером в использовании дорожных чеков (1891 г.) и различных туристских услуг.

Одним из самых важных событий в истории путешествий по Америке являются поездки, совершенные во время второй мировой войны: более 12 млн американцев обслуживали вооруженные силы с 1941 по 1945 г.

§ 2. Географические открытия русских мореплавателей и путешественников

Значительный вклад в изучение малоизвестных районов, стран и континентов внесли русские мореплаватели и путешественники. В 1639 г. были достигнуты берега Тихого океана. Первым пересек Сибирь и вышел к Охотскому морю Иван Москви-тин. В 1643-1646 гг. путешествие из Якутска к Тихоокеанскому побережью совершил В. Д. Поярков. В 1648 г. Семен Дежнев прошел морем из устья Колымы через пролив между Азией и Америкой в устье реки Анадырь. В 1697 г. В. Т. Атласов открыл Камчатку, а в 1711 г. русские побывали на Курильских островах.

В 1732 г. экспедиция Ивана Федорова пристала к берегам Аляски близ мыса Принца Уэльского. Во время путешествия В. Беринга (1725-1743 гг.) были открыты Алеутские острова, остров Беринга, северо-западные берега Америки, проложен путь через пролив между Азией и Америкой, сделана съемка побережья Охотского моря, Камчатки, Курильских островов и северной части Японии. Среди имен замечательных русских путешественников XVIII в. - В. Прочищев, Д. Л. Овцын, Д. Я. Лаптев и X. П. Лаптев, С. И. Челюскин, С. П. Крашенни-ков. "Российским Колумбом" называют Г. И. Шелихова.

К началу XIX в. в основном завершился процесс открытия обитаемых континентов. Были пройдены и исследованы целиком или в большей части своего течения все крупные реки, нанесены на карты большие озера, установлены основные черты рельефов обитаемых территорий.

В XIX и XX вв. осваивались приполярные пространства, велись сухопутные исследования малоизученных внутренних районов Азиатского континента и океанографические изыскания. Для русских путешественников начало XIX в. было ознаменовано первыми кругосветными путешествиями, предпринятыми капитанами Н. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским (1803-1804 гг.), которые открыли в Тихом океане новые острова. Мореплаватели М. П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен посетили Австралию, Полинезию и открыли Антарктиду (1821 г.). Путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай детально изучил Новую Гвинею (70-е годы XIX в.), русские исследователи сделали огромный вклад в освоение Центральной Азии. Они проникали сюда через Тянь-Шань, Памир и Монголию. Выдающееся место в изучении этого региона принадлежит П. П. Семенову-Тян-шаньскому и Н. М. Пржевальскому.

К началу XX в. русские путешественники и мореплаватели освоили одну шестую часть поверхности суши, занимаемую Россией, изучили многие приграничные географические районы и громадные пространства Азии, все берега Европы и Азии: от Варангер-фьорда до Кореи, берега значительной части Северной Америки, сделали ряд замечательных открытий в других районах земного шара.

§ 3. Первые достопримечательности

С древнейших времен достопримечательности были главной целью туристов. Многие из нас слышали о семи чудесах света, к которым относятся:

1. Древнеегипетские пирамиды, включая Сфинкса (единственное чудо, сохранившееся до наших дней);
2. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (сейчас Ирак);
3. Мавзолей в Галикарнасе (Турция);
4. Статуя Зевса в Олимпии (Греция);
5. Статуя Гимоса, так называемый Колосс Родосский (остров Родос, примыкающий к Греции);
6. Маяк в Александрии (Египет);
7. Храм Артемиды, или Храм Дианы, в Эфесе (Турция).

К знаменитым мировым достопримечательностям относятся также:

Тадж Махал (Индия);
- Великая китайская стена; город Петра (Иордания);
- гигантские пиктограммы (Перу);
- руины Машу-Пиешу (Перу);
- комплекс буддийских храмов Боробудур (остров Ява).

Как в античные времена путешествовали для того, чтобы посмотреть чудеса света, так современные туристы путешествуют, чтобы увидеть чудеса природы: Великий Каньон, Ниагарский водопад, национальные парки, океаны, озера, а также чудеса, построенные человеком: великие города, музеи, памятники.

§ 4. Первые турагентства

В 1822 г. Роберт Смарт из Бристоля (Великобритания) сообщил о себе как о первом пароходном агенте. Он начал регистрировать пассажиров на пароходы, курсирующие по Бристольскому каналу, а также в Дублин (Ирландия).

В 1841 г. Томас Кук организовал массовую прогулку (570 человек) от Ланкастера до Лонгоборуга железнодорожным составом, по цене 1 шиллинг с каждого пассажира. Это был первый публично рекламируемый экскурсионный поезд, а Кук - первый агент экскурсионных поездов. С 1847 г. компания Кука стала распространять специальные билеты на путешествия и экскурсии не только в пределах Англии, но и за рубежом. В 1863 г. Кук организовал большое туристское путешествие в Швейцарию, в 1868 г. - в Северную Америку. В настоящее время компания Кука остается одной из самых больших туристских организаций в мире.

Первым специалистом в организации индивидуальных эксклюзивных поездок был Томас Беннет, англичанин, который служил секретарем у британского консула в Осло (Норвегия). Находясь на этой должности, Беннет организовывал индивидуальные театральные туры в Норвегию. С 1850 г. он стал называть себя "организатором поездок" и предоставлял индивидуальным туристам маршруты, транспорт, питание и туристское снаряжение, заранее договаривался о лошадях и гостиничных номерах для клиентов.

§ 5. Первые организованные экскурсии

В конце XVII и первой половине XVIII в. под влиянием идей великих просветителей в некоторых учебных заведениях Европы начинают практиковаться краткие экскурсии и пешеходные прогулки для учащихся. Они проводились с целью обеспечения наглядности и предметности в системе обучения и воспитания по методу известного польского педагога Яна Амоса Коменского.

Начало экскурсионной деятельности в нашей стране было положено во второй половине XIX в. В этот период активно работает Общество любителей естествознания, имевшее свои организации в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России. В 1902-1909 гг. действовало Кавказское горное общество (Пятигорск). В 1905 г. создается одно из первых отечественных экскурсионных учреждений -Ялтийское экскурсионное бюро Крымско-Кавказского горного клуба. С 1899 г. при Педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, коммерческих и реальных училищ и школ, которая также координировала деятельность Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе.

Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ, представителей демократически настроенной интеллигенции. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, в 1873 г. основан Исторический музей.

Во второй половине XIX в. в России получают распространение горные путешествия. В 1877 г. организуется первый в стране альпийский клуб при Кавказском обществе естествознания в Тифлисе. Созданный в 1890 г. в Одессе Крымский горный клуб открывает свои филиалы в Ялте и Севастополе. В конце XIX - начале XX в. развитию туризма стали уделять внимание многие научные и любительские общества, в частности Русское географическое общество, Общество любителей естествознания, Петербургское общество народных университетов и др.

Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, внимание к туризму и экскурсиям многих учебных заведений, организаций, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижение и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в специализированные организации. Так, в 1895 г. создается Российское общество туристов (Российский туринг-клуб), а в 1901 г. - Русское горное общество. Оба общества были ведущими туристскими организациями вплоть до 1917 г.

§ 6. Первые предприятия размещения

Возникновение первых предприятий гостиничной индустрии связано с Древним Римом (примерно 50-й г. до н. э.). В огромной Римской империи было множество чиновников и купцов, которым приходилось часто выезжать по делам. Для их размещения стали строиться постоялые дворы, располагавшиеся вдоль главных дорог в городах и деревнях.

С упадком Римской империи (I в. н. э.) постоялые дворы и таверны, потерявшие клиентуру, разорялись. Только спустя четыре века, в эпоху средневековья, с развитием торговли и путешествий стали возрождаться предприятия размещения.

Бурное развитие европейской экономики в эпоху Возрождения, появление новых ремесел, расширение торговли между странами - все это также способствовало росту потребности в постоялых дворах.

Англичане, путешествующие по Европе или переселявшиеся в Америку, приносили с собой опыт строительства и управления тавернами и постоялыми дворами, который и положил начало современной гостиничной индустрии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Начало развития туризма - античный период. История развития туризма в средние века. Эпоха Возрождения. Особенности туристических путешествий в XVIII-XIX века. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. Международный туризм.

    реферат , добавлен 13.04.2004

    Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Социокультурные условия и основные предпосылки активизации путешествий в эпоху Античности. Становление Страбона как путешественника, географа и страноведа. Общая характеристика путешествий Страбона и их влияние на развитие туризма в эпоху античности.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2012

    Общая характеристика спортивного туризма: виды, разряды и классификация маршрутов. История становления спортивного туризма в России, его проблемы и особенности на современном этапе. Особенности развития спортивного туризма в странах Европы и Америки.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Понятие делового туризма, история зарождения и формирования. Разновидности MICE туризма. Анализ крупнейших выставок, организуемых международными выставочными компаниями ITE и "Экспоцентр" с точки зрения формирования туристических потоков в страну.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2011

    Массовый туризм как феномен XX века. История развития туризма в Древнем Китае. Быстрое развитие туризма в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Туризм в XXI веке. Стремительное развитие рынков туриндустрии. Китайско-Российский туристический обмен.

    реферат , добавлен 26.03.2009

    Теоретические основы делового туризма, его история, цели, классификация. Основные центры, их туристическое развитие и потенциал, популярность и ресурсы. Особенности инсентив-туров, бизнес-путешествий. Туристические районы делового туризма в США.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

Как вид экономической деятельности международный туризм сформировался относительно недавно: лишь во второй половине ХХ в.. Этому способствовало достаточно большое количество факторов, среди которых снижение цен на горюче-смазочные материалы, возникновение относительно дешевых авиаперевозок на этой основе, тенденция к урбанизации населения, сокращение количества рабочего и, соответственно, увеличение количества свободного времени и др.

Существует не одно мнение об истории развития туризма. Учёные выделяют различные этапы туризма. В.Б. Сапрунова, И.В. Зорина Выделяют четыре этапа, В.П. Грицкевич, Дж. Р Уокер - пять. В качестве критерия деления берутся различные критерии: социальные предпосылки, технико-экономические, изобретение новых транспортных средств, мотивы путешествий. Необходимо отметить, что в настоящее время в учебной литературе устоялся стереотип периодизации истории развития туризма, состоящий из четырех этапов:

Первый этап - от древности до начала XIX века.

Второй этап - от начала XIX века до начала XX века.

Третий этап - от начала XX века до Второй мировой войны.

Четвертый этап - после Второй мировой войны до наших дней

1-й этап - предыстория туризма. Начало этого этапа относят к античному периоду. В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образование, паломничество, лечение. С целью изучения новых территорий отправлялись в дальние путешествия древнегреческие ученые и исследователи других стран (Геродот - V век до н.э., Пифей - IV век до н.э.).

Большое значение для развития туризма на этом этапе имело дорожное строительство. В Римской империи возникли государственные постоялые дворы, расположенные в городах и на главных дорогах, находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Для путешественников имелись дорожные путеводители.

Богатые римляне путешествовал целях улучшения своего образования, а в период расцвета империи путешествия стали приобретать развлекательный характер. Особенно охотно посещались места с теплыми минеральными источниками. Перемещение богатых путешественников требовало соответствующей организации их отдыха. Например, в городке Бая на берегу Неаполитанского залива принимали серные ванны. А вокруг них, уже в то время, смекалистые торговцы открывали свои заведения - игорные дома, питейные места, дорогие лавки.

В Италии появлялись первые санатории. Был составлен список мест, которые нужно обязательно увидеть - семь чудес света.

Распад Римской империи привел и к разрушению дорог, и к спаду туризма. Поэтому в Средние века «туризм» сводился в основном к паломничеству. Израильские экскурсоводы говорят, что туризм изобрели рыцари-крестоносцы, охранявшие группы паломников, прибывавших на Святую землю, от арабских набегов.

С установлением абсолютизма в Европе путешествия вернули себе популярность, став более безопасными. В результате даже стала зарождаться мода на них: в Англии «гран-тур» стал обязательным пунктом программы воспитания дворянина, ему следовало пройти его, прежде чем вступить на поприще профессиональной или политической деятельности. Маршрут начинался в Лондоне, вел во Францию с долгой остановкой в Париже, затем - в Италию. Обратный путь проходил через Швейцарию, Германию, Нидерланды. Именно в ХVII - ХVIII веках в Англии появляется термин туризм.

В эпоху Ренессанса и Просвещения индивидуальный туризм с образовательной и оздоровительной направленностью начинает преобладать над религиозными мотивами. Представители привилегированных классов общества совершали в средние века путешествия к целебным источникам. По мере усиления общественных позиций и представители третьего сословия в XVIII веке - начале XIX века все чаще предпринимают аналогичные туры.

Развитие туризма в России также происходило поэтапно, каждый период имел свои особенности. При монархии оно исходило из выгодного географического положения страны. Нахождение в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком являлось основой для различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укрепились за счет гостей из Византии, установились торговые связи. Русские купцы везли свой товар в самые разные страны. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам. Всё изменилось с нашествием монголо-татар: Русь надолго потеряла какие-либо контакты с окружающим миром. В Европе практически ничего не знали о Московском государстве вплоть до эпохи великих географических открытий. Незнание российских обычаев, плохие дороги - это, и многое другое затрудняло контакты иностранцев. Только купцы и дипломаты были гостями на улицах государства, хотя интерес европейцев к неизвестной стране был велик.

С ХV в. существовал особый Ямской приказ - централизованное государственное учреждение, которое управляло организацией перевозок и службой ямщиков по всей стране. В русских городах в то время как и в Европе, уже начали строить гостиные дворы. От постоялых дворов они отличались большим комфортом - кроме жилья и питания гости имели возможность безопасного отдыха, т.к. гостиные дворы обычно огораживались стенами с башнями для охраны постояльцев. Большое внимание в это время уделялось дорогам. Дороги в крупные торговые города богато украшали, особенно при въезде в Новгород. Строились монастыри, которые служили пристанищем для путешественников. Таким монастырем являлся Юрьев монастырь, построенный в 1119 году .

С конца XVI века люди начинают путешествовать не только с торговой, но и познавательной целью. В 1624 году Е. Хабаров начинает череду своих путешествий с целью исследования Сибири.

Огромное значение в развитии российских путешествий сыграл Пётр I. Он отправлял людей не только в деловые поездки, но и для познания окружающего мира: ”смотреть, видеть и записывать”. Петр стал основоположником бальнеологического туризма. Первый курорт был назван им в честь бога войны и железа Марса, “Марциальные воды”. Это был первый из правителей, кто отдавал много сил на улучшение транспорта и дорог - стал основоположником морского флота в России.

В XVIII веке путешествия становятся важной частью жизни светского общества. Престижным для дворян было побывать в Европе и на Востоке. Путешествия рассматривались как средство, чтобы вырвать человека из повседневной жизни, расширить кругозор, освоить язык. Стало обязательным отправлять детей в Европу, как для образования, так и для обучения жизни.

Итак, как мы видим, цели походов и путешествий в средние века менялись с течением времени: до середины XIX века в Европе и России они преследовали торговые, образовательные, лечебные и религиозные цели. Но, думается, говорить об экономике туризма было рано еще, т.к. путешественники организовывали свои «туры» самостоятельно, не было зависимости от поставщиков каких-либо услуг, некому было думать о получении прибыли. Не было собственников-владельцев туристских ресурсов (одно из условий возникновения рынка не выполнялось), точнее ресурсы были, но не использовались в данных целях. Хотя отдельные элементы современного туризма уже появлялись: строительство дорог, гостиных дворов, курортов; создание учреждений, управляющих перевозками и др. В этом и состоял подготовительный этап развития туризма.

2-й этап - элитарный туризм (начало ХIХ - начало ХХ века). В ХIХ веке путешествия становятся доступнее: появилась паровая машина, затем первый пароход "Принц Оранский" (1816 г.), первый паровоз (1825). В 1835 году общая протяженность железных дорог в мире составила 2,5 тыс. км . Преобразуется мотивация туристов - теперь они путешествуют, чтобы восстановить силы и узнать мир. Далее рассмотрим подробнее влияние данных событий на становление элитарного туризма.

Важнейшую роль сыграли революционные изменения в развитии транспорта, сопровождавшиеся расширением сети дорог. Вследствие массового наплыва переселенцев из Старого Света в Америку быстро развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся вместе с растущим благосостоянием общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного. Вводились гарантированные неоплачиваемые, а впоследствии и оплачиваемые отпуска (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих от 1873г.). Что вместе с повышением качества и скорости движения обусловили существенное увеличение потоков туристов в мире. Соответственно стали возникать предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и "комнатам для гостей" в монастырях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели". В Германии еще в 1801г. открывается первоклассная гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене. Там же на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод.

Со второй половины XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, реализующие туристические поездки потребителю. Первым примером комплексного обслуживания, является групповой тур на отдых англичанина Томасом Кука в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр, экскурсию по городу. Вся поездка, в которой приняли участие 570 человек, стоила каждому из них 1 шиллинг .

Интересно, что Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Он стремился подобной акцией привлечь внимание к новым возможностям использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникло множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок - пошел процесс расширения туристического спроса . Таким образом, Томас Кук стал основоположником многих атрибутов современного туризма: туристических агентств, резервирования мест в транспорте и гостиничных номерах, дорожных чеков, расписания и путеводителей с исчерпывающей информацией.

В Российской империи в конце XIX века тоже наблюдаются серьезные признаки развития туризма. В 1895 г. создается Российское общество туристов. Положено начало экскурсионной деятельности. Многие организации использовали ее для просвещения народа. Их деятельность повлекла за собой открытие музеев, исторических и культурных памятников, создание выставок.

Природные условия родины - наличие гор обусловило развитие горного туризма. Первый альпийский клуб был создан в 1877 году в Тифлисе. Позднее, в 1895 году в Петербурге появляется первый русский туристский «клуб велосипедистов-туристов». Вскоре появляются его филиалы в Москве, Киеве и др. крупных городах.

Распространение пеших и велосипедных походов, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось туризму со стороны многих учебных заведений, стремление русской интеллигенции использовать туризм для просвещения народа - все это послужило предпосылками объединению заинтересованных в специализированные организации. Общества «Крымско-Кавказский горный клуб» и «Клуб велосипедистов-туристов», возникшие на рубеже веков, являлись ведущими туристскими организациями в Российской империи. В 1901 году возникло ”Русское горное общество”. Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и др. Задачей общества была организация туристских путешествий по древним городам, святым местам России и заграницы. В 1914 году в общество входило 5 тыс. человек.

Русский туризм в ХIХ веке как и в Европе не являлся массовым, т.к. в стране после отмены крепостного права уровень жизни основной массы населения был очень низок, при этом низшие слои населения были абсолютно безграмотными. Но в обществе начало проявляться 2 класса: собственники ресурсов (земли) и наемные рабочие. Первые и развивали элитарный туризм, он становится одной из форм предпринимательства.

3-ий этап - начало социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война оказали негативное влияние на развитие туризма. Вместе с тем, именно в этот период появляются элементы массового туризма, который достиг своего расцвета в послевоенные десятилетия.

Например, в Швейцарии возникает фирма «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основе образования фирмы в 1935 г. лежали идеи ее создателя Г. Дуттвайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь гостиничному хозяйству. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году фирма реализовала более 50 тысяч туристских путевок.

4-ый этап - массовой туризм. В этот период туризм приобретает массовый характер. Из предмета роскоши он превратился в потребность для большинства населения развитых стран. Формируется индустрия отдыха и развлечений со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

В западноевропейских странах в этот период активно создаются туристские фирмы, гостиницы, предприятия для аттракционов и развлечений. Европейский туризм 50-х годов был ориентирован преимущественно на американских туристов и являлся источником долларовых поступлений. В 60-е годы и до середины 70-х наблюдается быстрый рост как выездного, так и въездного туризма, а также увеличение числа туристических предприятий и

объем их производства.

Важнейшим показателем завершения процесса формирования массового туризма является интенсивность туризма в той или иной стране. Интенсивность туризма показывает, какая часть населения страны ежегодно совершает хотя бы одну туристскую поездку и рассчитывается как процентное отношение ко всему населению страны или к той его части, которая старше 14 лет. Когда интенсивность туризма превышает 50%, то можно говорить о сформировавшемся массовом туризме.

Для оценки интенсивности прибытий (убытий) используют относительные показатели. Интенсивность прибытий определяют как количество туристов приходящегося на 1 жителя страны (региона). Иногда интенсивность прибытий оценивается в процентах, т.е. в расчете на 100 человек населения принимающей страны. В целом по миру этот показатель равен 0,11 (11 %). По отдельным регионам и группам стран этот показатель существенно отклоняется от среднемирового значения. Аналогичным образом определяют интенсивность убытий. Удобнее оценивать выезд в процентах (на 100 жителей страны выезда), так как это показывает, какая часть ее населения (региона) выезжает. Для поездок за границу максимальные значения показателя характерны для Северной и для Западной Европы -- более 70 %.

После Второй мировой войны в спросе и предложении на рынке туризма произошли коренные изменения, которые дают основание говорить о том, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный туризм. И в первом, и во втором случае речь идет о массовом туризме, в котором принимают участие не только элита, но и средний класс, а начиная с 80-х годов, - и население с низким уровнем доходов.