Знаток всех видов рыб 8 букв. Рыбы - профессии знака зодиака. Пословицы и поговорки о рыбах

Ирина Викторовна Синицына
Викторина «Знатоки подводного мира»

Цель :активизировать потенциал знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в разных областях знаний.

Задачи : поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности;

проявлять настойчивость; развивать логическое мышление, внимание, коммуникативные навыки;

Воспитывать у детей желание проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь;

Вызвать у детей чувство радости; активизировать творческое воображение, фантазию.

Детям предлагается отгадать загадку

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна -

И горька и солона.

Кругом вода,

А с питьём беда.

Кто знает, где это бывает?

Это море. Сегодня мы отправляемся в морское путешествие. Вы готовы?

1. Простой вопрос – быстрый ответ :

Какие моря и океаны вы знаете?

Чем дышат рыбы? (жабрами)

Что находится на морском дне? (песок, камешки, ракушки, водоросли и т. д.)

На чем можно путешествовать по морю? (корабль, яхта, лодка)

С помощью чего можно опуститься на морское дно? (подводная лодка , нырнуть с аквалангом)

У каких морских животных есть электрические органы? (скаты, рыбы – звездочеты, электрический угорь, африканский речной сом)

Какое морское животное в случае опасности может отбрасывать часть своего тела? (морская звезда – из любой части тела вырастает новое животное)

Что помогает человеку дышать под водой? (акваланг)

2. Отгадай загадку : отгадку можно выбрать из предложенных картинок.

Пронеслась о нем молва :

Восемь ног да голова.

Чтобы всем страшнее было,

Выпускает он чернила (осьминог)

В рот ей палец не клади,

За борт к ней не упади,

Ведь она в один присест

Жертву любопытства съест (акула)

Через море океан

Плывет огромный великан

И с судна видит капитан

На великане бьет фонтан (кит)

Глубоко на дне она

Словно на небе видна

Но не светит и не греет

Потому что не умеет (морская звезда)

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки

Конь не сеет и не пашет

Под водой с рыбешкой пляшет (морской конек)

Все движутся вперед

А он наоборот

Он может два часа подряд

Все время пятиться назад (рак)

3. Конкурсы с буквами :

командам предлагается из набора букв составить «морские» слова

(море, рыба, рак, краб, песок, вода, кит, акула, медуза, волна и др.)

кто больше придумает морских слов на определенный звук : например, на звук «К» - капитан, корабль, краб, коралл, кит, конек, корм и т. д.

4. Конкурс эрудитов :

Какой болезнью на земле никто не болел? (морской)

Какие животные всегда спят с открытыми глазами? (рыбы)

Каких камней нет в море? (сухих)

Чтобы сделать глоток воздуха, дельфины вынуждены всплывать каждые 15- 20 минут. Почему же они не задыхаются во сне? (они не спят ночью)

Ни рыба, ни мясо – о чем эта русская поговорка была первоначально? (о раках)

Как дышит медуза? (всей поверхностью своего тела, у неё нет легких и жабр)

В каких сказках рыба помогала главному герою? (Сказка о рыбаке и рыбке, По щучьему веленью)

Физминутка : «Море волнуется…»

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, на месте морская, весёлая, грустная, добрая, озорная и т. д. фигура замри.

5. Конкурс : Найди 10 отличий :

6. Кто внимательный :

Всего на картинке изображено 9 различных рыбок. В каждой клетке по три. Выбери три таких клетки, чтобы в них содержались все девять разных рыбок.

7. Домашнее задание : Расскажи о необычном животном.

Например : летучие рыбы. В тропических морях живут летучие рыбы. Их передние плавники развились в настоящие крылья. Перед полетом летучие рыбы сначала разгоняются в море до скорости 40 км/ час, плотно прижав плавники к телу, затем они широко расправляют плавники и резко выпрыгивают из воды. Чтобы увеличить скорость они бьют хвостом по воде. Таким образом, они спасаются от хищников. Летучие рыбы могут пролететь до 300 метров. У летучих рыб очень необычная окраска : спина – темно-синяя, чтобы сверху их не замечали птицы, а брюшко серебристое : снизу их не видят другие рыбы.

8. Нарисуйте несуществующее морское животное на песке.

Команды выполняют задание и дают название своему животному.

Наше путешествие заканчивается. Молодцы!

Подведение итогов , награждение команд.

Публикации по теме:

Конспект для старшей группы по ФЦКМ «Обитатели подводного мира» Цели. Образовательная: расширить представления детей об обитателях подводного мира, в частности о рыбах. Учить детей классификации рыб,.

Итогом тематической недели "Обитатели морей и океанов" стало, совместное с детьми, оформление панорамного макета подводного мира. Основой.

Викторина «Знатоки мультфильмов» Эту презентацию можно использовать в качестве развлечения для детей дошкольного возраста. 1 слайд. Название презентации: Викторина "Знатоки.

Проект «Загадки подводного мира» Визитная карточка проекта Автор проекта Фамилия, имя, отчество Князева Стелла Витальевна Регион Камчатский край Населенный пункт, в котором.

Спортивная викторина «Знатоки Олимпийских игр» Цель: формировать интерес к спорту. Задачи: закреплять и расширять знания детей об истории возникновения и проведения Олимпийских игр,.

Презентация на тему "Знатоки рыб" по биологии в формате powerpoint. Цель данной презентации для школьников обобщить знания учащихся по теме «Рыбы», проверить их качество, развить познавательный, мыслительный интерес к биологии и коммуникабельность учеников. Автор презентации: Козлова И.А., учитель биологии

Фрагменты из презентации

Станция «Загадочная»

  • Разгадайте загадки. К каким классам относятся рыбы, о которых пойдет речь и назови признаки классов?
  • Драчун и забияка живет в воде, кости на спине, и щука не проглотит.
  • Не человек, не зверь, а с усами.
  • У нее во рту пила. Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала. А теперь в котел попала.
  • С зубастой трехметровой рыбкой знакомство было бы ошибкой.

Станция "Экологическая”

  1. Пруд постигла беда: произошёл сброс нефти. Поверхность пруда покрылась тонкой радужной плёнкой. Плёнка не оказала влияния мальков из икры, но затем способствовала их гибели. Почему нефтяная плёнка опасна для мальков?
  2. В ручье, берега которого были покрыты лесом, обитала форель. Через некоторое время после того, как лес вырубили, форели в ручье не стало. Как можно объяснить этот факт?
  3. Водоём в небольшой степени был загрязнён радиоактивными веществами. Проведённые лабораторные анализы показали, что хищные рыбы являются самыми загрязнёнными организмами в этом водоёме. Как можно объяснить этот факт?

Станция "Познавательная»

  • Прав ли был ученик, сказав: " Рыбы зимой спят с закрытыми глазами?” Почему?
  • Определите, какие виды рыбы здесь зашифрованы и определите к какому отряду они относятся? :
    • авлтпо
    • цтеун
    • асктре
    • сдука
    • атшрпо
  • Почему зимой может происходить замор (удушье) рыб?
  • Очнувшись от зимней спячки, рыбы стремятся попасть в участок водоёма с быстрым течением воды. Почему?
  • Известны случаи вылова рыбаками крупных, нормально упитанных щук, которые были совершенно слепые. Почему отсутствие зрения не сказалось существенно на жизни рыб?
  • В старинных документах имеются сведенья, что Пётр Первый запретил звонить в колокола во время нереста лещей. Это вызвало недовольство у духовенства.Какими соображениями руководствовался Пётр Первый?

Станция "Литературная”

Закончи пословицы:

  • Была бы рыба, а ……..
  • Будешь спать на берегу, не ……….
  • Рыба в реке - ещё не …….
  • Рыба мелка, да ……..

Станция "Занимательная ”

  1. Какая рыба в Амазонке самая опасная?
  2. Какие рыбы имеют оружие на носу?
  3. Название каких рыб состоят из трёх букв? К каким отрядам их относят?
  4. Давно уже замечено, что большинство видов акул находятся в движении с первого до последнего дня своей жизни и только некоторые неподвижно отдыхают на дне. С чем это связано?
  5. Тело рыб обтекаемой формы. Голова их сразу переходит в туловище, а шеи нет вообще. Хвост у рыб очень мускулистый и массивный. С чем это связано?
  6. На свежей или вяленной рыбе можно убедиться, что её позвоночник легко гнётся вправо и влево, но при попытки согнуть его в вертикальной плоскости у вас ничего не получится. Как вы это объясните?
  7. Сельские жители вырыли котлован и заполнили его водой можно ли запустить туда рыб? Ответ обоснуйте.

Этот знак зодиака символизируют две рыбы, двигающиеся в разных направлениях. Это и является ключом к натуре людей, родившихся под знаком Рыбы. С одной стороны эти люди практичны и целенаправленны, а с другой – мистически настроены и мечтательны. Профессии знака зодиака Рыбы чаще всего относятся к искусству или медицине. Они также могут быть прекрасными учителями или общественными деятелями.

Профессии знака зодиака Рыбы

Рыбы аккуратны, умны и исполнительны. В жизни Рыбам больше всего мешает их хроническая лень, с приступами депрессии и меланхолии, во время которой они ничего не хотят делать.

Часто найти свой путь им мешает употребление разнообразных стимуляторов, наркотиков, спиртных напитков, которые обременяют их духовный баланс и создают препятствия в сфере творчества.

Рыбы чаще, чем другие, имеют удачу в азартной игре или в лотерее.

Людей, которые родились под знаком Рыбы, природа щедро наградила талантами. К списку профессий, которые способны открыть эти таланты, относятся все те, в которых требуется дипломатия и творческая деятельность. Из Рыб получится хороший артист, музыкант, поэт, публицист, писатель, общественный деятель, священнослужитель, маклер и работник медицины.

Статистика показывает, что есть очень много людей, родившихся под знаком Рыбы, профессии которых - врачи.

Многие из рыб заняты в мире художеств и искусства, показывая хорошие способности в вокальном искусстве и музыке. Рыбы предпочитают виолончель, скрипку, арфу или орган.

Рыбы являются отличными артистами, поэтому особое место в их жизни занимает театральная или оперная сцена.

Успех имеют также Рыбы, профессии которых банковский служитель, или биржевой маклер. Также огромное влияние знака зодиака сказывается на рыбаках и мореплавателях, на торговцев различной жидкостью.

Часто рыб можно встретить на работе в ведомствах закрытого типа – концлагерях и тюрьмах, в криминалистике, детективных бюро и т.д. Больше всего их тянет к таким профессиям из-за того, что они любят все тайное и неопознанное. Из рыб могут получиться неплохие специалисты в сфере психологии и парапсихологии, философии и социологии, магии и йоги, астрологии и астрономии.

Какие профессии подходят Рыбам

Благодаря своему чрезвычайно деликатному характеру, отсутствию самодисциплины и уверенности в себе, Рыбы не могут занять позицию руководителя или стать великим бизнесменом. Эти люди хороши в музыке, поэзии, письме и во всем мистическом или духовном.

К сожалению, многие Рыбы не могут полностью использовать свой потенциал и достичь той степени славы, которой они заслуживают. Часто им мешает слишком мягкий характер и неспособность "пробиться наверх".

Рыбы могут быть хорошими бухгалтерами и секретарями. Благодаря своим врожденным творческим способностям, Рыбы могут быть хорошими архитекторами. Рыбы могут работать в церкви, благодаря своим психическим и духовным качествам. Они могут быть хорошие детективами, т.к. хорошо понимают тайные мотивы человеческих поступков. Рыбы склонны заниматься несколькими делами одновременно.

Хотя работоспособность у Рыб небольшая, они выносливы и сильны. С другой стороны, встречаются и Рыбы плаксы, мямли, которые могут всегда, причем по поводу и без повода плакать. Рыбы обладают нездоровой доверчивостью к другим людям, что приносит им довольно много неприятностей.

Рыбы – это заключительный знак зодиака в календаре, поэтому они вместили в себя все то, что не присуще другим знакам: мудрость, опытность, одухотворенность – все эти качества проявляются у Рыб в большей степени, чем у других представителей звездного календаря.

Рыбы довольно артистичны по натуре, несмотря на то, что от случая к случаю их можно встретить среди ученых, занятыми математикой, техникой либо кибернетикой (скорее в теоретической части), большая же часть Рыб занята в искусстве, либо "вращается" около него в качестве театральных критиков, костюмеров, оформителей, преподавателей хореографии.

  • Почти все Рыбы владеют свойством перевоплощения и неповторимой памятью, поэтому они очень устойчивы к утомительным репетициям, так что многие из них становятся выдающимися артистами и актрисами.
  • Их богатая фантазия и тонкий вкус, чувство прекрасного, нередко делает из них поэтов и прозаиков.
  • Они великолепные учителя, глубоко понимающие собственный предмет и умеющие донести его до воспитанников и учащихся.
  • Они кроме того неплохие медсестры и фармацевты, потому что полны сострадания и глубоко сострадают нездоровым.

Рыбы - кассиры в банке или же руководитель компании - довольно большая редкость, т.к. данные люди не переносят длительного присутствия на одном месте. Им постоянно нужно «плыть по течению», а не застаиваться, как вода в луже.

Рыбы привлекали внимание человека уже с древнейших времен. И неудивительно - ведь рыба была одним из основных источников питания. Становится понятным, почему изображения рыб встречаются уже в самых первых, примитивнейших произведениях искусства - рисунках первобытного человека. И позднее мы видим их изображения у всех известных нам древних народов.

Очень давно началось и изучение рыб. До нас дошли сведения о том, что этим занимался, например, ученый античного мира Аристотель, живший в IV веке до нашей эры.

Приводя слова Рубакина, крупнейший знаток рыб академик Л. С. Берг добавлял: "И тем не менее можно сказать: если положить на одну чашку весов то, что мы знаем о рыбах, а на другую - то, чего мы еще не знаем о них, то первая чашка перевесит вторую не так уж сильно. Рыбы находятся в воде - среде, где человек бывает лишь кратковременным гостем. А многие из них находятся под таким мощным слоем воды, что сквозь него и подавно пробьешься лишь с величайшим трудом. Но все же основные сведения о рыбах мы уже кое-как получили. К таким сведениям, необходимым для естествоиспытателя-теоретика и для рыбовода-практика, относятся данные о возрасте рыб, их размерах, их питании, действии на них водной среды и среды животной, о размножении и, конечно, обитании рыб. Без таких сведений никакое рыбоводство, бесспорно, невозможно".

Места обитания рыб чрезвычайно разнообразны: они живут на высоте нескольких тысяч метров над уровнем моря (в высокогорных водоемах) и на глубине ниже уровня моря также на тысячи метров. Они водятся в океанах площадью почти 200 миллионов квадратных километров и в небольших ямах вроде торфяных карьеров. Одни из них могут существовать только в пресной воде и не выживают в соленой, другие, наоборот, именно в соленой чувствуют себя "как дома". Одни всю жизнь проводят в небольшом прудике и никуда из него не уходят, другие, например угорь, совершают грандиозные путешествия - путешествия из Атлантического океана до Балтики.

Само собой разумеется, что при таком колоссальном разнообразии мест и условий обитания рыб их состав должен быть тоже чрезвычайно разнообразен - должно существовать множество разновидностей их.

И действительно, хотя, как сказано, рыбы изучены еще далеко не полностью, мы уже теперь знаем более 20 тысяч видов. Рыбы - самая богатая видами группа позвоночных животных.

Тем не менее при всем разнообразии и многочисленности рыб их объединяют общие черты. Они дышат при помощи жабр, а передвигаются с помощью плавников.

Рыбы принадлежат к числу самых древних позвоночных животных, существовавших на Земле. Появились рыбы еще тогда, когда на земном шаре не было ни птиц, ни земноводных, ни млекопитающих.

Как мы уже говорили, видов рыб очень много. Всех рыб объединяют в класс рыб, который состоит из отрядов. Отряды состоят из семейств. Семейства распадаются на роды, а роды - на виды. Каждый вид состоит из наиболее сходных между собой рыб.

Воздействуя на организм рыб, добиваясь создания нужных нам свойств, человек управляет образованием новых пород рыб. Ярким примером здесь может быть превращение дикого сазана в карпа. Как далеко ушел карп от своего дикого предка!

Соответственно "местожительству" различают несколько групп рыб, прежде всего в зависимости от характера воды.

В первую очередь исходят из того, в соленой или пресной воде живет та или иная рыба. Тех рыб, которые водятся в соленой воде, называют морскими. Вторую обширную группу составляют пресноводные рыбы. Они делятся на реофильных - любящих течение и лимнофильных - живущих в стоячих водах.

И те и другие, кроме того, делятся на донных, придонных и пелагических - обитателей толщи воды.

Однако не все рыбы неизменно держатся только соленых или только пресных вод, многие из них сочетают то и другое: одни в связи с размножением переселяются на определенный период из пресной воды в море, другие, наоборот, - из моря перекочевывают на известное время в реки. Примером первых могут быть угри, примером вторых - лососи, осетры, сельди.

Такие рыбы называются проходными * .

* (Проходных рыб делят еще на две группы, в зависимости от того, где они кормятся во взрослом состоянии: тех, которые питаются в море, называют трофически морскими, а тех, которые кормятся в реках, - трофически пресноводными. К первым относятся, например, лососи, сельди, ко вторым - угри. )

Наконец, выделяют особую группу еще так называемых солоноватоводных рыб - тех, которые живут на опресненных участках морей или в морях с низкой соленостью воды. Среди них тоже есть полупроходные, которые для размножения идут в низовья рек, но питаются в соленой воде, и собственно солоноватоводные - живущие в опресненных водах постоянно. К полупроходным рыбам относятся, например, многие сиги, вобла и др., к собственно солоноватоводным - бычки и др.

В воде рыбам приходится жить в самых разнообразных условиях. Среда, в которой они находятся, дает им пищу - различную в разных местах; в ней же обитают и враги рыб - хищники или причиняющие какой-либо вред существа. Неодинаков не только животный, но и растительный мир водоема, имеющий важнейшее значение в жизни рыб: например, одни растения служат кормом для рыб, другие используются ими для нереста, третьи, наоборот, являются вредными для рыбного населения - они ранят рыб, а иногда даже тем или иным путем вызывают их гибель (особенно мальков), кроме того, они могут создавать неблагоприятный режим в водоеме, лишая рыб кислорода, света, тепла, отравляя воду при гниении и т. п.

Между рыбами, как и вообще всеми живыми существами, и средой существуют определенные взаимоотношения, взаимодействие. При этом наблюдается единство организмов и среды. Рыбы приспособляются к определенным условиям; этим и объясняется такое обилие их видов - они отличаются друг от друга, так как различаются условия, в которых им приходится обитать.

Вода, ее свойства имеют жизненно важное значение в жизни рыб. Приспособляясь к воде, рыбы приобрели различные особенности, которые связаны с характером их движения, плавания. Прежде всего с движением рыб связана форма их тела. Например, кефаль, лосось плавают лучше других. Этому способствуют форма их тела - так называемая торпедовидная - и строение плавников. Несколько хуже, но все-таки хорошо плавают рыбы со стреловидным телом, такие, как щука. Наоборот, проводящие жизнь главным образом на дне в иле угри имеют сильно вытянутое змеевидное тело, они - худшие пловцы. И, наконец, на последнем месте по плаванию - рыбы не только с вытянутым, но и сплюснутым (камбала), лентовидным (сабля-рыба) телом.

Рыбы плавают разными способами: одни двигаются, изгибаясь всем телом, другие - делая движения плавниками. Способ движения связан со строением тела рыбы, прежде всего с количеством позвонков у нее: чем больше позвонков, тем больше может изгибаться тело. А число позвонков у рыб изменяется в огромных пределах - от 16 до 400; таким образом, у одних рыб оно может быть в 25 раз больше, чем у других! Кроме того, гибкости тела способствует мелкая чешуя.

Для плавания важно также, чтобы трение поверхности тела о воду было наименьшим. У рыб тело обычно покрыто слизью, которую выделяют особые бокаловидные железы, находящиеся в коже, и которая облегчает передвижение рыбы в воде.

На скорость плавания влияют и другие условия - температура, а также количество рыб: например, в стаях они двигаются медленнее, чем в одиночку.

Хотя рыбы неутомимые пловцы, и для их сил существует известный предел. Даже лучшие пловцы утомляются и при сильном перенапряжении погибают. В частности, большой затраты сил у них требует прохождение через водопады, рыбоходы, в которых поэтому устраивают места для отдыха.

Известна ироническая пословица: "Бывает, что и рыба летает". Таким образом, полет рыбы представляется чем-то фантастическим, невозможным.

А между тем в действительности он возможен. Правда, во-первых, летают далеко не все рыбы, а во-вторых, полет рыб нужно понимать довольно условно: рыба, конечно, может летать на небольшие расстояния и на незначительной высоте. Кроме того, полет для нее - не обычное состояние, как скажем, для птиц. Но все же в погоне за добычей и еще больше - для спасения от нападающих врагов некоторые рыбы могут находиться в полете до 10 секунд, пролетая 100 метров и даже больше. Но на такие полеты способны только самые лучшие "летуны" из морских рыб. Летают рыбы при помощи хвоста и плавников. Сильно работая хвостовым плавником, они развивают определенную скорость движения и как бы отталкиваются от воды, а при помощи длинных и широких грудных плавников, которые расправляются в момент выхода из воды, планируют в воздухе, как птицы, а некоторые рыбы плавниками даже делают взмахи.

Важной "проблемой" для рыбы является регуляция ее удельного веса. Дело в том, что рыба тяжелее воды; между тем ей приходится, как правило, находиться не на самом дне, а в толще воды. Органами, при помощи которых рыба придает себе нужный вес, являются плавательный пузырь, а у не имеющих его (таких меньшинство) - опять-таки плавники. В плавательном пузыре находится газ, состав его у разных рыб не одинаков; количество его рыбы могут регулировать. Плавательный пузырь играет еще одну роль: при помощи его рыбы чувствуют изменение давления, и это отражается на их поведении. Поэтому некоторые рыбы могут служить живыми барометрами.

Особенности водной среды, например, скорость течения, накладывают отпечаток на рыб, иногда даже в пределах одного вида: скорость течения может отражаться на высоте тела, длине хвоста и т. п. Примером может быть хариус: у байкальского хариуса тело более высокое и хвост длиннее, чем у ангарского. Такое различие обусловлено тем, что в бурной реке Ангаре течение, конечно, гораздо быстрее, чем в озере Байкал.

Скорость течения отражается не только на форме тела, но и на всем организме рыбы. Так, в воде быстрых рек больше кислорода. К этой особенности рыбы тоже хорошо приспособлены. Обитатели горных и вообще быстрых рек больше нуждаются в кислороде и тяжелее переносят его недостаток.

Скорость течения влияет и на питание рыб. В медленно текущих реках (или тех частях их, где течение замедлено, например в низовьях) больше растительной пищи; к поеданию ее и приспособлены рыбы здешних вод - у живущих тут рыб длиннее кишечник. Вверх по течению реки, где течение быстрее, изменяется характер пищи для рыб - им приходится питаться в основном личинками насекомых, другими рыбами или тем кормом, который попадает в воду с суши. Соответственно этому изменяются и особенности строения рыб, в первую очередь длина кишечника.

Условия жизни в воде сказываются и на размножении рыб. Например, у тех из них, которые обитают в быстро текущей воде, икра липкая, благодаря чему она не так легко сносится течением. Некоторые из таких рыб закапывают икру в гравий.

Итак, рыбы живут в воде и приспособляются к особенностям водной среды. Однако это не значит, что они совершенно оторваны от твердой почвы. Правда, есть немало рыб, о которых можно сказать, что они никогда за всю свою жизнь не прикасаются ко дну. Но так же много, если не больше, и таких рыб, жизнь которых в какой-то степени связана с грунтом и находится в зависимости от него, его характера. В грунте водоема обитают (постоянно или временно) организмы, служащие для рыб пищей. Кроме того, некоторые 106 рыбы зарываются в грунт, а другие устраивают в нем гнезда.

Рыбам приходится приспособляться не только к грунту, но и к плавающим, взвешенным в воде частицам его, к мутности воды. Например, у обитателей мутных вод значительно меньше глаза, особенно страдающие от соприкосновения с твердыми частицами. Интересно еще одно приспособление, ослабляющее вредное действие мутной воды, - кожа рыб выделяет слизь, осаждающую твердые частицы. Делали такой опыт: брали эту слизь и небольшое количество ее помещали в сосуд с мутной водой, очень быстро - в течение 30 секунд или даже меньше - муть оседала. Таким образом, плавая в воде с большим количеством твердых частиц, рыба находится в окружении чистой воды. Тем не менее и это приспособление действенно лишь в определенных пределах. Даже для рыбы, казалось бы, чувствующей себя в мутной воде "как дома", слишком большое количество мути гибельно - оно приводит к удушью, так как жабры забиваются илом и другими взвешенными в воде частицами. Поэтому бывают случаи, когда во время сильных ливней мутная вода стекает в водоемы и происходит массовая гибель рыбы.

Многие считают, что для рыбы важно только одно - вода, в которой они плавают, и ее свойства, в крайнем случае - характер дна, грунта водоема. И они бывают изумлены, узнав, что для большинства рыб, как и для сухопутных существ, чрезвычайно важен такой фактор, как свет.

Прежде всего значение света велико потому, что очень многие рыбы, отыскивая пищу, спасаясь от врагов и вообще передвигаясь, ориентируются при помощи зрения. Правда, есть рыбы, приспособившиеся к темноте, но они составляют незначительное меньшинство.

Следует сказать о зрении. Рыбы близоруки - по большей части видят только на расстоянии в один метр. Лишь самые зоркие различают предметы на расстоянии 10 - 15 метров. Зоркость рыб в большой степени зависит от величины и строения их глаз. Большинство рыб, но не все, различают цвет.

С особенностями освещения связана и окраска рыб. Очень многим живым существам свойственна способность менять окраску, "подделываясь" под цвет окружающей их почвы, растительности и т. п. Рыбам эта способность - защитная окраска (мимикрия) - также присуща, и у некоторых из них она просто поразительна. Они могут менять не только окраску, но и рисунок тела * . Интересно, что, когда рыбе, привыкшей к грунту одного цвета, "предлагали" на выбор несколько грунтов, она выбирала тот, с цветом: которого совпадала ее собственная окраска.

* (Прослежено чрезвычайно любопытное явление: некоторым рыбам надевали на глаза колпачки определенного цвета; после этого у них изменялась окраска, приближаясь к цвету колпачка. Наблюдалось и еще одно явление: рыбу (камбалу) помещали на площадку, половина которой имела один цвет, а другая половина - другой; у рыбы тело тоже принимало две окраски: голова была одного цвета (такого, как и та часть пространства, где она находилась), а туловище - другого. )

Рыбы, обитающие в толще воды, имеют соответствующую окраску (пелагическую) - зеленоватую или синеватую на спине и серебристую на животе и боках. Обитатели зарослей бывают чаще всего со слегка коричневой или желтой спиной и нередко - с полосами поперек тела. Наконец, у донных рыб спина и бока темные, брюшко - светлое. Не менее интересно то, что у некоторых рыб, плавающих стаями, существуют "особые приметы", помогающие им узнавать своих собратьев. Такими приметами служат яркие пятна или полосы на теле.

Окраска у рыб может изменяться с возрастом. Здесь тоже сказывается влияние среды на расцветку, так как в разном возрасте многие рыбы обитают в различной среде.

С условиями жизни связан и брачный наряд у рыб, проявляющийся в более яркой окраске тела, появлении различных образований на теле ("жемчужная сыпь"), изменении строения челюстей. Эти изменения приурочены ко времени размножения. У нерестящихся в темноте на значительной глубине рыб он вообще не наблюдается. У тех рыб, нерест которых происходит на мелководье, но по ночам, брачная окраска слабая.

Рыбы неодинаково относятся к свету: некоторых он привлекает, другие, наоборот, реагируют на него отрицательно. При этом реакция на свет часто зависит от возраста рыб: одни и те же рыбы в раннем возрасте могут избегать света, а позднее светобоязнь у них исчезает. Разработаны способы лова некоторых рыб (сайра, каспийская килька) на электросвет.

Как мы уже говорили, свет оказывает влияние на обмен веществ у рыб. Действительно, у многих рыб, попавших в необычные для них условия освещения, обмен нарушается. Например, у некоторых рыб, если их держать в темноте, к которой они непривычны, возникает авитаминоз и слабеет (или даже вовсе утрачивается) способность к размножению. Оказывает свое воздействие свет и на половое созревание рыб: если рыб держать в условиях усиленного освещения, половая зрелость у них, как показали опыты, наступает раньше. Кроме света, рыбы реагируют и на звуки. Они воспринимаются рыбами в значительной степени при помощи плавательного пузыря, который служит резонатором.

Отношение рыб к звукам, как и к свету, неодинаково: одни боятся шума и даже при слабых звуках стремглав бросаются подальше, других, наоборот, он привлекает. Некоторых привлекают не всякие звуки, а именно определенного характера. Например, сомов приманивают "квоком" - звуками, напоминающими кваканье лягушек, а толстолобик от шума шарахается в стороны, выскакивает из воды.

Но рыбы не только различают звуки: есть рыбы, которые и сами издают их. Поговорка "нем, как рыба" не имеет основания. Впрочем, если под немотой понимать неспособность издавать не звуки вообще, а издавать их при помощи языка, органа речи, - то эта поговорка соответствует истине. Дело в том, что рыбы издают звуки не языком, а другими органами и частями тела: одни - при посредстве плавательного пузыря, другие - лучами плавников и костями, третьи - зубами.

Как бы то ни было, но немало рыб могут "звучать" - свистеть, каркать, хрюкать, ворчать, барабанить. Правда, все эти определения не точны - звуки, издаваемые рыбами, лишь приблизительно напоминают те, которые мы сейчас перечислили.

Способность рыб издавать звуки может быть использована человеком в своих практических целях - для их ловли.

Изучив "разговор рыб", можно устанавливать, где они собираются, куда передвигаются, и отправляться на ловлю, имея уже точные сведения о том, где она будет наиболее успешной. А кроме того, возможно, удастся приманивать их при помощи определенных звуков. Вообще изучение "рыбьего языка" обещает быть интересным и полезным. Научившись его понимать и воспроизводить, мы, вполне вероятно, сможем "командовать" рыбами, заставляя их выполнять наши приказы.

Рыбы реагируют на электротоки. Этим пользуются в современном рыболовстве как для добычи рыбы (электролов), так и для того, чтобы не допускать ее к турбинам, в ирригационные сооружения и т. д.

Чрезвычайно важную роль в жизни рыб играет температура воды. От нее зависят обмен веществ у рыбы, ее рост, развитие.

Пределы температуры для жизни рыб очень обширны: одни рыбы не погибают, например, при вмерзании в лед, другие - могут жить в водах, где температура достигает 50 градусов тепла. Но каждый отдельно взятый вид рыбы приспособлен только к какой-то определенной температуре воды и выдерживает лишь сравнительно небольшие колебания ее. Только немногие рыбы выносят значительные (иногда в несколько десятков градусов) колебания (таких рыб называют эвритермными); другие же погибают, если эти колебания превышают 6 - 7 градусов (стенотермные рыбы).

Температура влияет на скорость переваривания пищи. При повышении температуры воды пища быстрее переваривается, и рыба больше потребляет корма. От температуры зависит и газообмен. С температурой связана насыщенность воды кислородом: в холодной воде его больше. Например, при температуре 0 градусов в воде бывает растворено, как правило, вдвое больше кислорода, чем при 30 градусах тепла.

Слишком низкая температура приводит рыбу к состоянию, которое приближается к мнимой смерти - анабиозу. Если же температура настолько низка, что замерзают жидкости, находящиеся в клетках тела (внутритканевая жидкость), погибает даже самая холодостойкая рыба.

От температуры воды в разных климатических зонах зависит и распределение рыб по различным районам. А так как температура не всегда оставалась одинаковой, то с изменением ее на протяжении истории Земли изменился и состав рыб в определенных районах. Изменялись и особенности самих рыб, которые уцелели, но должны были приспособляться к изменившимся температурным условиям.

Подобно другим животным, рыбы не могут жить без кислорода.

Рыбы, за очень редким исключением, дышат в основном при посредстве жабр и частично - через кожу. Они набирают воду через рот и выпускают ее через жаберные щели. Только некоторые виды рыб потребляют кислород воздуха. Жабры состоят из нежных лепестков, в которых находится очень густая сеть кровеносных капиллярных сосудов. Жаберные лепестки прикреплены к жаберным дужкам.

Кроме жабр и кожи, для дыхания служат дополнительно еще такие органы, как, например, плавательный пузырь. А некоторые рыбы, когда им не хватает кислорода, получают его из воздуха, который они прогоняют через кишечник. Наконец, у части рыб в дыхании принимает участие и слизистая оболочка ротовой полости. В этой оболочке есть складки с большим количеством капилляров, воспринимающих кислород.

Если кислорода не хватает, происходят заморы - гибель рыб от удушья. Иногда такая гибель бывает массовой. Например, в свое время на реке Оби вследствие замора образовался громадный слой погибшей рыбы, имевший четыре с половиной километра длины и около двух метров ширины. Причиной этого было скопление в реке принесенных из болот гниющих веществ. На их окисление израсходовалось огромное количество кислорода, и его не хватило для нормального дыхания рыб.

Наряду с этим существуют также определенные отношения между рыбами одного и того же вида, внутривидовые связи. Они образовались в целях более надежного обеспечения существования всего вида.

Так, рыбы могут группироваться в стаи - большие группы, объединяющиеся на продолжительное время. В самой стае выделяются более мелкие группы, объединяющиеся ненадолго, - косяки.

В одном каком-нибудь определенном районе образуются связанные с этим районом самовоспроизводящиеся группы, относящиеся к одному виду; это стада, или популяции.

В связи с нагулом, зимовкой, нерестом, миграцией и другими причинами могут временно соединяться несколько стай; это - скопления.

Не все рыбы соединяются в стаи: многие из них живут в одиночку или встречаются в небольшом числе. Некоторые же рыбы группируются в стаи только в определенном возрасте, преимущественно раннем. По большей части в стаи объединяются рыбы более или менее одинаковой величины. Группирование имеет целью прежде всего защиту. При нападении хищников в стае погибает меньше рыб, чем застигнутых в одиночку. В стае рыбы легче замечают врага. Если рыбы, объединившиеся в стаю, подвергаются нападению, они во многих случаях тотчас же "разбегаются" в разные стороны, чем как бы "распыляют внимание" хищника. Очень интересно, каким образом рыбы в стае чувствуют опасность. Можно думать, что здесь, кроме зрения, их предупреждает ощущение соков жертвы, подвергавшейся нападению. Об этом свидетельствует такое явление: если в стаю мелких рыбок бросить поврежденную рыбку или хотя бы капнуть ее соком, стая сразу же рассредоточивается. У некоторых рыб стаи при виде опасности принимают, так сказать, специальные меры, например, сбиваются в плотную кучу и двигаются по кругу. Это сильно мешает хищнику выхватить рыбу.

Но, кроме защиты, предотвращения опасности, объединение в стаи создает для рыб и другие преимущества. Стаи, например, во время миграции легче находят дорогу, чем одиночные рыбы.

Взаимоотношения разного рода существуют не только между рыбами, но и между рыбами и другими живыми существами - бактериями, растениями и разными водными животными.

Бактерии играют огромную роль в жизни рыб.

Прежде всего они принимают участие в круговороте органических веществ вообще, и тем самым их деятельность имеет непосредственное отношение к существованию рыб, как и всех живых организмов. Но, помимо этого, рыбы подвергаются и более непосредственному воздействию бактерий. Так, бактерии вызывают ряд заболеваний у рыб, в том числе серьезных, заканчивающихся нередко массовой гибелью. А наряду с этим есть бактерии, которые, наоборот, играют положительную, оздоровляющую роль в жизни рыб, например при некоторых грибковых заболеваниях.

Против болезнетворных бактерий у рыб существуют защитные приспособления, например слизь, которой покрыто их тело.

Важная роль в жизни рыб принадлежит растениям, начиная с низших - грибов. Есть грибы, которые являются возбудителями болезней рыб и их икры. Так, грибок сапролегния поражает икру, а также ослабленных или пораженных уже другими заболеваниями рыб. Попав на рану, этот грибок может произвести большие разрушения тканей, заканчивающиеся смертью рыбы.

Но если действие грибов, их болезнетворная деятельность проявляются лишь на некоторых рыбах, то растения, содержащие хлорофилл, оказывают действие уже на всех рыб.

Они, как известно, выделяют на свету кислород и поглощают углекислоту. Таким образом, водная растительность влияет на газовый режим водоема, а это жизненно важно для рыб.

Затем многие растения используются рыбами в качестве нерестового субстрата - рыбы откладывают на них икру. Далее: есть рыбы, которые в растениях устраивают гнездо для икры. Еще больше таких рыб, которые сами живут в зарослях.

Наконец, растения являются пищей для рыб, для одних в меньшей степени, для других - в большей.

Вместе с тем некоторые растения являются врагами рыб.

Разнообразные взаимоотношения существуют также между рыбами и другими водными животными.

Однако свободноживущие черви и ракообразные, так же как и коловратки, служат пищей для рыб. Коловратки - основной корм для молоди многих пресноводных рыб. Червей рыбы также поедают, особенно малощетинковых. Из ракообразных планктонные и прежде всего веслоногие рачки представляют собой чрезвычайно важный вид корма для рыб.

Случается, что ракообразные, перемещаясь, увлекают за собой большое количество рыб, которые стараются "не отрываться" от своего корма. Ввиду важного значения ракообразных как пищи для рыб некоторых из них (дафний) разводят специально и кормят ими рыбу.

Однако некоторые ракообразные причиняют, наоборот, ущерб рыбоводству. Среди них есть такие, которые поедают личинок рыб. Например, циклопы нападают на молодь сельди. Известны случаи, когда циклопы, посаженные вместе с молодью осетров в качестве пищи для них, сами объедали у осетрят плавники.

Своеобразные отношения существуют между рыбами и моллюсками. С одной стороны, моллюски - пища для многих рыб, с другой - некоторые моллюски сами поедают рыб. Некоторые рыбы откладывают икру в полость тела двустворчатых моллюсков. При этом моллюски защищают отложенную в них икру не только от поедающих ее других живых существ, но и от высыхания: при понижении уровня воды моллюски уходят в глубину.

Далеко не последнюю роль для рыб играют насекомые и их личинки.

Прежде всего ими рыбы питаются, причем место, занимаемое ими в "меню" ряда рыб, весьма значительно. В первую очередь это относится к личинкам комаров-толкунцов, поденок, ручейников, веснянок, стрекоз и др. Затем рыбы в большом количестве поедают насекомых, падающих в воду.

Насекомые могут выступать и в роли вредителей, а то и просто истребителей рыб. Так, некоторые личинки насекомых поедают ту же пищу, которой питаются и рыбы. Но бывает и хуже: есть немало насекомых, которые сами (или их личинки) поедают рыб, особенно их икру и молодь.

Двойственную роль по отношению к рыбам играют и амфибии. Правда, вред, причиняемый ими рыбам, значительно превосходит пользу. Польза заключается в том, что некоторые рыбы: щука, форелеокунь, змееголов и в особенности сом питаются, в частности, лягушками и головастиками. Вред же лягушек - в том, что они поедают рыбу, в основном мальков.

То же можно сказать о рептилиях. Ужи, особенно водяные, систематически истребляют рыбу.

Интересны взаимоотношения между рыбами и птицами. Птицы тоже изредка становятся пищей для хищных рыб. Это относится к водоплавающим птицам, которых хватают щуки, сомы, таймени. В некоторых случаях птицы помогают рыбам "осваивать" более обширные пространства, перенося (на перьях и лапах) икру в новые водоемы. Но, будучи до некоторой степени полезными для рыб, некоторые птицы причиняют им гораздо больше вреда: многие из них истребляют рыбу, причем зачастую - в массовом количестве. Кроме того, птицы являются промежуточным звеном ряда заболеваний рыб.

В общем то же самое следует сказать и о млекопитающих. Ими тоже питаются некоторые хищные рыбы, но роль млекопитающих как корма для рыб невелика.

Зато несравненно больше от них вреда рыбам.

Рыба имеет громадное значение для человека. Она представляет собой один из наиболее важных видов белковой пищи, не говоря о том, что из нее вырабатывают и разную другую продукцию * . В пище людей разных стран на рыбу приходится от 15 до 80 и больше процентов всего белкового рациона. На земном шаре вылавливается в настоящее время свыше 300 миллионов центнеров рыбы и других обитателей вод, используемых человеком.

* (Из рыб добывают рыбий жир, имеющий важное значение для здоровья человека и используемый в качестве лечебного средства, причем не только в медицине, а и в ветеринарии, в животноводстве. Из рыб же (осетровых), именно из поджелудочной железы, добывается и другой лечебный препарат - инсулин, применяемый при диабете (сахарной болезни); из плавательного пузыря осетровых - клей и т. п.

Отходы рыбной промышленности, а также малоценная рыба перерабатывается на кормовую муку. Наконец, находит себе применение кожа рыб.)

Рыбоводство, рыбное хозяйство играет очень большую роль в судьбах ряда народов, в мировой экономике.

Большую часть рыбы, вылавливаемой для нужд человека, составляет морская рыба. Но зато качество пресноводных рыб выше, чем морских.

Человек ценит в основном лишь промысловых рыб - тех, которые используются в народном хозяйстве. В водах нашей страны встречается свыше тысячи видов рыб, но из них только четверть - промысловые.

Люди оказывают очень большое влияние на рыбное население вод нашей планеты. Прежде всего они производят в громадных масштабах лов рыбы, то есть воздействуют на количество и состав ихтиофауны. Кроме того, человек оказывает влияние на режим вод: он вырубает или, наоборот, создает зеленые насаждения; он строит плотины, сооружает новые водохранилища. В связи с развитием промышленности, транспорта в водоемы попадают сточные воды.

Люди не только ловят рыбу, уменьшают ее количество в одних местах, но одновременно с этим увеличивают его в других: они искусственно разводят рыбу и вселяют ее в водоемы. Затем они переселяют разные виды рыб из одних районов в другие. Наконец, в результате реконструкции водоемов, соединения их между собой, устройства каналов происходит перемещение и расселение разных видов водных животных.

Таким образом, воздействие человека на количество, состав и состояние рыбы, на ее размещение - очень велико.

Как сказано, рыба представляет большую ценность для людей. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы получать из водоемов как можно больше рыбопродукции, причем наиболее высококачественной, затрачивая при этом как можно меньше средств и усилий, и получать эту продукцию в максимальном, все возрастающем количестве систематически, из года в год. Для этого рыбное хозяйство необходимо вести рационально, на основе научных достижений.

Чтобы иметь много рыбы, нужно знать причины, от которых зависит как увеличение количества рыбы, так и уменьшение ее.

Уменьшение поголовья рыбы вызывается рядом причин, например уничтожением ее хищниками, болезнями, выловом.

Чтобы ослабить действие первой из этих причин - истребления хищниками, нужно регулировать соотношение рыб, уменьшать численность хищников. Но при этом следует учитывать некоторые с обстоятельства. Прежде всего: не является ли сам хищник ценной рыбой, которую надо сохранить? Затем: может быть, истребляя рыбу, он одновременно уничтожает и ее не ценных конкурентов, причем последних - в такой степени, что польза от этого вполне компенсирует или даже превышает причиняемый им ущерб? Если это так, то необходимо думать не столько об уничтожении самого хищника, сколько о том, чтобы сохранять его численность на определенном уровне.

Вторая причина убыли рыбы - ее заболевания. Они приводят как к смерти рыбы, так и к торможению ее роста, снижению ее упитанности, то есть опять-таки к сокращению рыбопродуктивности, к уменьшению количества получаемого рыбьего мяса.

Здесь необходимы контроль за санитарным состоянием водоемов и предупреждение заболеваний.

И, наконец, третья причина убыли рыбы - это, как уже сказано, вылов ее человеком. Чтобы ослабить действие этой причины, нужно, с одной стороны, организовать рыбоводство и, с другой стороны, вести рациональное рыболовство.

Еще в древние времена было ясно, что необходимо решительными мерами бороться против хищнического, бесхозяйственного истребления рыбы. При Петре I в России были созданы законы по охране рыбы. А вообще законы, направленные против чрезмерного истребления рыбы, существовали, например, в Индии еще до нашей эры.

Нельзя мириться с безрассудным уничтожением рыбы, добычей ее такими способами, при которых масса рыбы, не только вылавливаемой, но и остающейся в водоеме, гибнет. Зачастую при этом погибает и молодь, и икра. К подобным способам относятся, например, глушение взрывами, отравление.

Но этого мало. Нужно регулировать вылов рыбы, ограничивая или временно запрещая (до размножения в достаточном количестве) добычу ценной рыбы. Далее: ловить рыбу можно только по достижении ею определенного возраста, размеров и упитанности - таких, которые можно считать наиболее рентабельными. Нужно учитывать, когда, в каком возрасте и при достижении каких размеров она рациональнее всего использует корм и, следовательно, быстрее растет. Кормовая база должна быть использована рыбой, предназначенной к вылову, иначе ее будет использовать и в результате этого интенсивно размножаться менее ценная рыба.

Вылавливая рыбу, в особенности ценную, обязательно нужно обеспечить пополнение ее поголовья крепкими, здоровыми и высококачественными во всех отношениях производителями.

Но рационально вести рыбное хозяйство - значит не только получать максимальное количество рыбы с водной площади, а и добиваться этого при минимальных затратах. Для этого нужно пользоваться наиболее совершенными орудиями лова, применять рациональные способы лова и обнаружения рыбы, сводить к минимуму непроизводительные затраты времени.