Ритмическая гимнастика для детей с овз. Лечебная физкультура для детей с овз Лечебная физкультура для детей с овз

Комплекс упражнений утренней гимнастики для дошкольников должен включать в себя не более десятка упражнений. Количество повторов каждого упражнения – по пять раз.

Комплекс упражнений утренней гимнастики для дошкольников обычно включает три основных стадии: разминка, развивающие упражнения, и напоследок укрепляющие и закаливающие упражнения.

Главное – не забывать о том, что необходимо заинтересовать малыша выполнением комплекса упражнений утренней гимнастики, чтобы зарядка не стала для него рутиной. Для этого нужно превращать утреннюю гимнастику в увлекательную игру – делать упражнения под музыку, вводить в комплекс упражнений игровые элементы и т.д.

Комплекс упражнен ий утренней гимнастики: разминка

Разминка в комплексе упражнений утренней гимнастики ориентирована на развитие у ребенка правильной и легкой походки, координации движений и навыков преодоления препятствий. Разминка длится около трех минут и включает в себя преимущественно различные виды ходьбы и бега.

Эта часть комплекса упражнений утренней гимнастики проста, и может иметь массу вариаций. Для начала достаточно, чтобы ребенок просто походил вдоль стен комнаты по кругу, чередуя обычную ходьбу, ходьбу на носках, ходьбу на пятках, легкий бег. Как варианты, можно добавлять бег со сменой направления, ходьбу приставными шагами, ходьбу зигзагом вокруг препятствий (например, кеглей или табуреток), ходьбу боком.

Комплекс упражнений утренней гимнастики: развивающие упр ажнения

Этой части комплекса упражнений утренней гимнастики следует отводить около 5 минут. В идеале комплекс развивающих упражнений утренней гимнастики должен включать по одному упражнению на развитие каждой группы мышц: плечевого пояса и рук, мышц пресса и груди, ног, формирования осанки.

При выполнении всех упражнений необходимо следить за тем, чтобы ребенок дышал через нос.

Комплекс упражнений утренней гимнастики для мышц плечевого пояса и рук

Упражнение «Ушки»:

    Исход ное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, смотреть вперед.

    Выполнение: 1- наклон головы к правому плечу, не поднимая плеч. 2- вернуться в исходное положение. 3- наклон головы к левому плечу, не поднимая плеч. 4- вернуться в исходное положение

Упражнение «Птички»:

    Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела.

    Выполнение: развести руки в стороны и помахать ими, чередуя широкие махи («как орел») и маленькие («как воробушек»). Опустить руки.

Упражнение «Поезд едет»:

    Исходное положение: ноги слегка расставлены, руки свободно опущены.

    Выполнение: сгибание и разгибание рук в локтях (делаем круговые движения, как будто крутим колеса паровоза при движении).

Комплекс упражнений утренней гимнастики для мышц туловища

Упражнение «Птички поют»:

    Исходное положение: ноги расставлены шире плеч, руки опущены вниз

    Выполнение: наклон вперед, руки отвести назад, сказать «карр», выпрямиться в исходную позицию.

Упражнение «Смотрим в окошко»:

    Исходное положение: сидя на стульчике, ноги параллельно, руки на коленях.

    Выполнение: наклон вперед, руки немного согнуть в локтях; повороты головой вправо-влево (будто выглядываем в окошко). В конце упражнения выпрямиться.

Упражнение «Охи-вздохи»

    Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч , руки на поясе.

    Выполнение: 1-поворот вправо, развести руки в стороны, сказать: «Ох!». 2- вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.

Комплекс упражнений утренней гимнастики для мышц ног

Упражнение «мячик»

Произвольные подскоки на месте, чередуемые с ходьбой.

Упражнение «с горки на горку»:

Полуприседания, чередуемые с ходьбой - будто поезд едет с горки на горку.

Упражнение «Струнка»:

    Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

    Выполнение: подняться на носки, вытянуться вверх (как струнка), вернуться в исходную позицию.

Комплекс упражнений утренней гимнастики: общеукрепляющие упражнения

На этом этапе утренней гимнастики дети расслабляют мышцы и восстанавливают нормальный темп дыхания. Упражнения делают в течение 3-4 минут.

Общеукрепляющий комплекс упражнений утренней гимнастики может включать упражнения на становление правильного дыхания, разминку для глаз, пальцев рук, упражнения для профилактики плоскостопия. И даже обтирания холодной водой!

Дыхательные упражнения

«Воздушный шарик» (диафрагмальное дыхание)

    Исходное положение: стоя, ладонь на животе.

    Выполнение: На вдохе живот выпячивается вперед. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, произнося звук [с]. Повторить 3 раза.

«Насос» (мышечный тренинг)

    Исходное положение: стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки.

    Выполнение: Наклониться вниз с прямыми ногами, сделать выдох, произнося звук [ш]. Выпрямляясь, сделать вдох через нос. Повторить 6 – 8 раз.

Упражнения для осанки

Лежа на животе, оторвать плечи от пола, руки развести в сторону. Затем положить на голову мешочек, набитый песком, и с этим снарядом походить (просто так, затем на носках, на пятках), сесть на пол и встать.

Упражнения для правильного формирования стопы

Сидя, перекладывать с места на место мяч, захватив его ступнями ног.

Собрать пальцами ног разложенную на полу веревку.

Как канатоходец, походить (боком и прямо) по лежащей на полу палке.

Галина Прохорова
Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ

Методическая разработка :

«Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья »

«Движение может заменить лекарство –

но ни одно лекарство не заменит дви-

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии . Работая с детьми, я на практике убедилась, что перед педагогом-психологом стоит задача поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

У детей все чаще отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения , снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой памяти. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом , сравнением и обобщением. У них недостаточно развита ручная моторика , часто нарушена координация движений.

Поэтому, на мой взгляд, актуальна для коррекционно- развивающих групп кинезиология или гимнастика для мозга . Работы В. М. Бехтерева, А. Р. Лурия, Б. Н. Анохина, и. М. Сеченова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи . Кинезиология актуальна еще и потому, что в настоящее время растет число детей с ММД (30% от общего числа, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики).

Определенную роль в возникновении играет нарушение асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения .

Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных филосовских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума . Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ также пользовался кинезиотерапией . Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад.

В Россию метод целостного подхода балансирования движений и взаимодействий человеческих энергетических систем привезла из США Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991 по 1997 год.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Познакомившись с работами А. Л. Сиротюк я стала использовать кинезиологические упражнения и коммуникативные игры на занятиях и вне занятий.

В своей коррекционно- развивающей работе с детьми я использую следующие кинезиологические упражнения :

1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.

Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации .

2. Дыхательные упражнения .

Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга , ритм сердца, пульсация сосудов, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

3. Глазодвигательные упражнения .

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергедизацию всего организма. Известно, что движение глаз активизируют процесс обучения. Движения глаз являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

4. Телесные упражнения .

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить , что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукиванием карандашом по столу ит. д. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.

При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга , что способствует развитию психических функций .

5. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук , а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга .

Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении кинезиологических упражнений :

Во время занятий проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартное обучение. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно .

Если же детям предстоит , то комплекс упражнений лучше проводить перед занятием.

- кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительные изменения.

Предлагаю вашему вниманию старшего дошкольного возраста на тему : «Осенние листья – путешественники»

Цель : совершенствование коммуникативных навыков через игровые, развивающие и кинезиологические упражнения .

Задачи :

Развитие эмоциональной сферы ; мелкой и крупной моторики;

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

Воспитывать у детей желание сотрудничать со сверстниками; учить взаимодействовать друг с другом;

Обобщать знания детей об основных приметах осени, изменениях, происходящих осенью. Закрепить отличительные особенности ранней и поздней осени;

Учить анализировать явления, используя имеющиеся знания об осени в решении задач, выполнении упражнений , заданий.

Развитие речи , познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) .

Ход занятия:

Дети входят в зал и встают в круг.

Психолог : Здравствуйте. Я рада вас видеть! Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем друг другу «Доброе утро!» . Я предлагаю передавать друг другу осенний лист и называть свое имя ласково.

Дети садятся на стульчики.

Психолог : Ребята, какое время года вам больше всего нравится? (Дети отвечают) . А мне больше всего нравится осень. Она навевает романтическое настроение – на деревьях красочный убор, под ногами тихо шелестит шелковый ковер из пестрых листьев. Многие поэты, художники и композиторы любят осень и посвящают ей свои произведения. Мы с вами тоже отправимся в осень.

Упражнение “Слон” .

Задачи : Это упражнение помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.

Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете) . Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.

Психолог : Вот мы с вами «попали в осень» . Осень бывает разная! Каких только цветов и оттенков не увидишь ранней осенью!

Детям демонстрируются репродукции картин ранней и поздней осени.

Обратите внимание, какими яркими, насыщенными красками рисуют художники раннюю осень. А теперь посмотрите, какие цвета используют художники для написания поздней осени? (Дети отвечают, что цвета темные, мрачные) .

Глазодвигательное упражнение «Глаз – путешественник»

Задачи : Расширение поля зрения, улучшение восприятия. Однонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Листья осенние тихо кружатся, (качают руками над головой, провожая кисть руки взглядом вправо, влево) Листья под ноги нам тихо ложатся (приседают) И под ногами шуршат, шелестят, (проводят по полу вправо, влево) (провожают взглядом) И под ногами шуршат, шелестят (встают, водят руками вверх и вниз по очереди, провожая взглядом) Будто опять закружиться хотят. (садятся на стульчики)

Психолог : Падают листья, застилают дорожки разноцветным ковром. Но вот налетел осенний ветер, подхватил листья и закружил их.

Упражнение «КРЮКИ»

Задачи : помогает избавиться от напряжения, способствует объединению эмоции лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга , приводя к интегрированному состоянию , которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

Для выполнения упражнения «Крюки» вначале скрестите лодыжки, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Вернуться в исходное положение.

Психолог : Ребята, как вы думаете, чем отличается осень от других времен года? Что бывает только осенью? (Дети отвечают : листопад, сбор урожая, птицы улетают на юг и т. д.) Осенью бывает разная погода. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? (Дети отвечают : Золотая, солнечная, ясная, ранняя и т. д.) Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами вы опишите осень? (Дети отвечают : Поздняя, хмурая, пасмурная и т. д.)

Психолог : У меня в руках лист. Давайте с ним поиграем : я говорю слово, а вы передаете друг другу лист и называете слова «родственники» (Дети отвечают : лист, осень, дождь, лужа, ветер, холод, листопад и т. д.) Ребята, давайте немного пофантазируем. Посмотрите внимательно на этот листочек. Откуда он прилетел? Почему листочек так выглядит, что с ним могло приключиться? Как можно его назвать? Давайте вместе сочиним его историю : как он появился на свет, когда? Что листочек мог видеть весной, летом? Кто о нем заботился? А что с листочком случилось осенью?

(Дети составляют импровизированный рассказ.)

Психолог : Какая замечательная история получилась!

Упражнение «Двойной рисунок» .

Задачи : помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно :

Навстречу друг другу;

Вверх - вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой - вниз, и наоборот;

- разводя в разные стороны .

Психолог : Ребята рассмотрите внимательно свои рисунки, на что они похожи? (Ответы детей : на свернувшегося ежика, грустного клоуна, красивую рыбку, трусливого зайчика, на веселую бабочку, нахохлившуюся птичку)

Психолог : Ребята, а теперь давайте отдохнем :

Релаксация «Путешествие на осеннем листе»

Задачи : способствует расслаблению, снятию напряжения.

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на осеннем листе. Прыгните на осенний лист, похожий на корабль. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этом корабле. Теперь начинается путешествие. Наш корабль медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть наш лист-корабль перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы . Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем листе-корабле, и он везет вас назад, на ваше место в зале. Слезьте с листа-корабля и поблагодарите его за то, что он так хорошо вас покатал. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Психолог : Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем.

Предлагаю вашему вниманию коррекционно- развивающую деятельность с кинезиологическими упражнениями для детей подготовительной группы на тему : «Возвратим зиме память»

Цель : подготовка детей к школьному обучению, развитие познавательных психических процессов.

Задачи : Обобщить знания детей об основных приметах зимы, изменениях, происходящих зимой в растительном и животном мире. Закрепить отличительные особенности ранней и поздней зимы.

Учить анализировать явления, используя имеющие знания о зиме в решении задач, выполнении упражнений , заданий.

Развивать мышление , память, восприятие, школьные навыки.

Оборудование : снежинки с цифрами, карточки с картинками, карточки с недорисованными картинками, резиновые шипованные мячики-ежи, оценочные карточки : солнышко, облачко, тучка, вата.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психолог (В образе зимы) : Раз, два,три, четыре, пять –становитесь в круг играть.

Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (вдох – выдох три раза) .

А сейчас на свое место сядут те, чье имя я назвала (называть шепотом имена по 3 имени) .

2. Основная часть.

Психолог : Мы отправимся сегодня с вами в сказку. А в сказке есть всегда сказочные герои. В нашей сказке я буду играть роль зимы.

Психолог : Ребята, злая волшебница меня заколдовала. И я не могу вспомнить зимние месяцы, что характерно для зимы.

Ребята, давайте вместе мы поможем сегодня зиме возвратить память.

Телесное упражнение «Перекрестное марширование»

Задачи : Развитие межполушарного взаимодействия. Снятие непроизвольных, непреднамеренных движений и мышечных зажимов.

Дети шагают высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь одноименно колено. Закончить касаниями по противоположной ноге.

В лес отправимся гулять

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем

И на кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

Психолог-Зима : Вот мы и пришли в лес. А кто же нас встречает в лесу.

ЛЕСОВИЧОК : Здравствуйте ребята, я хозяин леса - Лесовичок. Вы пришли ко мне в гости, а скажите какой лес бывает. (осенний, зимний, сосновый, хмурый, загадочный, сказочный)

Покажите мимикой сосновый лес. Покажите мимикой осенний лес. (Дети показывают эмоции радости, хмурости) . Посмотрите, какой красивый зимний у меня лес.

ЛЕСОВИЧОК : Ребята, посмотрите, сколько много снежинок в лесу. На каждой снежинке написана цифра. Вам надо сейчас надо правильно разложить числовую прямую. (Дети совместно раскладывают цифры от 1до 10) (Коллективная работа)

Психолог-Зима : Ребята, а сейчас надо дорисовать картинки.

ЛЕСОВИЧОК : А давайте теперь с вами скажем про приметы зимы.

А какие зимние месяцы вы знаете?

(одежда человека зимой)

(что происходит с животными зимой)

(что можете сказать про птиц)

(какая погода зимой)

ЛЕСОВИЧОК : Есть такая пословица “ Возле леса жить - голодному не быть!” Как вы можете объяснит эту пословицу.

Какие лесные ягоды вы знаете?

Какие деревья растут в лесу?

А без чего лес не может существовать (без солнце, возы. света) . А еще лесу необходим покой и тишина.

Психолог-Зима : Ура, я все вспомнила, я вспомнила, что птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся в щелки, животные меняют мех, а некоторые ложатся в спячку, человек стал тепло одеваться. Спасибо вам.

Упражнение на развитие мелкой моторики руки, массаж пальцев : (с резиновыми шипованными мячиками-ежами) .

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Словно я ласкаю кошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь, последний трюк,

Мяч летает между рук.

Большой палец мы массируем, чтобы не болела наша голова

Указательный – чтобы дыхание было ровным.

- Средний палец массируем для того, чтобы хорошо работал желудок.

Безымянный – чтобы хорошо работали все наши внутренние органы

Мизинец – чтобы лучше работало сердце.

Психолог - Зима : А скажите мне, что будет, если медведь осенью не нагуляет жир? Стоят на полянке две сыроежки, да поганка. Чего больше, шляпок или ножек (Ответы детей ) .

ЛЕСОВИЧОК : А рядом с моим лесом живет лесник. Он приглашал нас в гости. Ой, кажется метель начинается.

Психолог-Зима : Ребята, а чтобы не замерзнуть, давайте попрыгаем. Чередование перекрестных и односторонних шагов, или перекрестные прыжки. А теперь разотрем ушки, чтобы не замерзли. (Дети массируют мочки ушей) . А теперь потрем ладошки. (Дети массируют ладони рук) .

Психолог-Зима : (Раздаются картинки)

Упражнение на развитие мышления «Какая картинка лишняя. Почему? Объясни свой ответ»

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Давайте скажем до свидания нашему Лесовичку.

Психолог : Ребята, перед вами шкала достижений. Оцените себя. Оцените занятие (солнышко, облачко, тучка)

Прощание с группой. Раз, два, три, четыре, пять, скоро встретимся опять.

Такая работа дает положительные результаты в работе с детьми. Дети становятся более внимательными, усидчивыми, целенаправленными. У детей пропадает страх отвечать, они становятся спокойнее, увереннее в себе. Речь из бессвязной и односложной превращается в осознанный рассказ. Детям становятся по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.

1) коррекция недостатков физического развития, направленная на их предупреждение и устранение;

2) содействие всестороннему гармоническому развитию личности. Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и

коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Отсюда коррекционно-педагогический процесс по физическому воспитанию для слабовидящих детей осуществляется с учетом специфики их дефекта, возраста, пола, физического развития и физической подготовленности. Регулярные, правильно организованные физические упражнения благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы; норма-лизуют работу органов дыхания, укрепляют «мышечный корсет». Они повышают показатели физического развития, способствуют коррекции нарушенных функций, увеличивают работоспособность. Занятия фи-зическими упражнениями делают движения детей более уверенны, четкими, согласованными. Положительными особенностями применения физических упражнений являются:

б) универсальность (нет ни одного органа, который бы не реагировал на движения);

в) отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок);

Физическое воспитание способствует выработке правильной осанки, являю-щейся одним из важных условий нормальной деятельности внутренних органов. Для того чтобы осанка была правильной, необходимо равномерно укреплять все мышцы туловища, особенно мышцы спины, плечевого пояса и живота.

Допустимая для каждого конкретного учащегося физическая нагрузка определяется врачом-офтальмологом и педиатром в начале учебного года. Детям с высокой близорукостью (с изменением глазного дна), глаукомой, афакией, подвывихом хрусталиков, с дистрофическими изменениями сетчатки, хореоретинитом, ретинитом и другими заболеваниями противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы вниз, подъемами тяжестей, сотрясением тела, а также противопоказаны выраженные физиче-ские напряжения, силовые приемы. Такие дети, как правило, осво-бождаются от выполнения многих упражнений (толкание ядра, соскоки и т.п.) во время занятий физкультурой. Иногда упражнение дается в сравнительно облегченном виде, например, когда толкаемое ядро весит не более одного килограмма, упражнения в равновесии выполняются на пониженной опоре. Все это отражается в программе по физическому воспитанию для слепых и слабовидящих детей.

укрепление здоровья, закаливание и содействие нормальному физи-ческому развитию организма;

повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воз-действиям и расширение его функциональных возможностей (улучшение регуляторных функций центральной нервной системы, укрепление опорно-двигатедьного аппарата, увеличение дееспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем);

И.п. - стоя: а) смотреть прямо перед собой 2-3 сек.; б) поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз; в) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек.; г) опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И.п. - сидя: а) смотреть прямо перед собой 2—3 сек.; б) перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение раз-вивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

И.п. - стоя: а) отвести правую руку в сторону; б) медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз гори-зонтального действия и совершенствует их координацию.

И.п. - сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10 сек., положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность - 20 се-кунд. Упражнение на расслабление.

Достаточно трех таких мысленных картин. Чем дольше вам удастся удерживать черное пятно, тем более эффективными окажутся упражне-ния.

И.п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один, два» поднять руки через стороны вверх, потянуться - вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить - выдох. Смотреть на мяч, не повора-чивая головы. Повторить 6-8 раз.

И.п. - стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения рука-ми. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторите 6—8 раз в каждом направлении.

И.п. - стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коле-ном ударить по мячу. Повторить 8-30 раз каждой ногой.

И.п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три, четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8—10 раз каждой ногой.

И.п. - лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать сто-пами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и.п. Повторить 8-10 раз.

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс разработал комплекс упражнений (после ознакомления с методикой совер-шенствования зоркости индейцев). Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилием увидеть, разглядеть удаленные предметы.

Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассмат-ривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свои наручные часы.

Повторить 15 раз.

Дети с нарушением зрения нуждаются в осторожном подходе к занятиям физическими упражнениями. При регулировании физической нагрузки це-лесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья за-нимающихся, уровня их физической подготовленности;

воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжес-ти, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давления, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, особенно у детей с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями;

Учитывать сенситивные периоды развития физических качеств; - для улучшения психосоматического состояния использовать психо-гимнастику;

наблюдать за самочувствием занимающимся; умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной орга-низации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление;

при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимули-рование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интен-сивности, все то, что может спровоцировать приступ;

Учитывать, что нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперак-тивность компенсируются упражнениями на релаксацию, на регуляцию дыхательной системы, на снятие зрительного и эмоционального утомления, упражнением для глаз - «пальмингом».

Кочкарева Инна Владимировна, 14.03.2017

3943 150

Содержимое разработки

Комплексы упражнений для детей с ОВЗ

Физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии. Поэтому одними из основных задач физического воспитания в школе для таких детей являются:

1) коррекция недостатков физического развития, направленная на их
предупреждение и устранение;

2) содействие всестороннему гармоническому развитию личности.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и

коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Отсюда коррекционно-педагогический процесс по физическому воспитанию для слабовидящих детей осуществляется с учетом специфики их дефекта, возраста, пола, физического развития и физической подготовленности. Регулярные, правильно организованные физические упражнения благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы; норма­лизуют работу органов дыхания, укрепляют «мышечный корсет». Они повышают показатели физического развития, способствуют коррекции нарушенных функций, увеличивают работоспособность. Занятия фи­зическими упражнениями делают движения детей более уверенны, четкими, согласованными. Положительными особенностями применения физических упражнений являются:

а) их глубокая «биологичность» и адекватность;

б) универсальность (нет ни одного органа, который бы не реагировал на
движения);

в) отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании
оптимальных физических нагрузок);

г) возможность длительного применения.

Физическое воспитание способствует выработке правильной осанки, являю­щейся одним из важных условий нормальной деятельности внутренних органов. Для того чтобы осанка была правильной, необходимо равномерно укреплять все мышцы туловища, особенно мышцы спины, плечевого пояса и живота.

Допустимая для каждого конкретного учащегося физическая нагрузка определяется врачом-офтальмологом и педиатром в начале учебного года. Детям с высокой близорукостью (с изменением глазного дна), глаукомой, афакией, подвывихом хрусталиков, с дистрофическими изменениями сетчатки, хореоретинитом, ретинитом и другими заболеваниями противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы вниз, подъемами тяжестей, сотрясением тела, а также противопоказаны выраженные физиче­ские напряжения, силовые приемы. Такие дети, как правило, осво­бождаются от выполнения многих упражнений (толкание ядра, соскоки и т.п.) во время занятий физкультурой. Иногда упражнение дается в сравнительно облегченном виде, например, когда толкаемое ядро весит не более одного килограмма, упражнения в равновесии выполняются на пониженной опоре. Все это отражается в программе по физическому воспитанию для слепых и слабовидящих детей.

Программа по физическому воспитанию для детей с нарушениями зрения решает следующие задачи:

укрепление здоровья, закаливание и содействие нормальному физи­ческому развитию организма;

формирование у школьников жизненно необходимых естественных двигательных навыков и умений и совершенствование их, обучение новым видам движений и двигательным действиям;

повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воз­действиям и расширение его функциональных возможностей (улучшение регуляторных функций центральной нервной системы, укрепление опорно-двигатедьного аппарата, увеличение дееспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем);

КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения для выработки устойчивости к утомлению

И.п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть их на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

И.п. - сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

И.п. - стоя: а) смотреть прямо перед собой 2-3 сек.; б) поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз; в) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек.; г) опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И.п. - сидя: а) смотреть прямо перед собой 2-3 сек.; б) перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение раз­вивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

И.п. - сидя: а) закрыть веки; б) массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

И.п. - стоя: а) отвести правую руку в сторону; б) медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз гори­зонтального действия и совершенствует их координацию.

И.п. - стоя: а) поднять правую руку вверх; б) медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы вертикального действия и совершенствует их координацию.

И.п. сидя: а) тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; б) спустя 1-2 сек. снять пальцы с век. Повторить 3 4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Частные методики адаптивной физической культуры

И.п. - сидя, голова неподвижна: а) вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; б) производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом за кончиком пальца; в) проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение улучшает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3-6 раз.

И.п. - сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10 сек., положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность - 20 се­кунд. Упражнение на расслабление.

Достаточно трех таких мысленных картин. Чем дольше вам удастся удерживать черное пятно, тем более эффективными окажутся упражне­ния.

Комплекс упражнений с мячом для лечения близорукости

И.п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один, два» поднять руки через стороны вверх, потянуться - вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить - выдох. Смотреть на мяч, не повора­чивая головы. Повторить 6-8 раз.

И.п. - стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения рука­ми. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторите 6-8 раз в каждом направлении.

И.п. - стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коле­ном ударить по мячу. Повторить 8-30 раз каждой ногой.

И.п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три, четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой.

И.п. - сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.

И.п. - лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два, три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8-10 раз.

И.п. - лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать сто­пами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и.п. Повторить 8-10 раз.

Улучшение зрения по методу У.Бейтса

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс разработал комплекс упражнений (после ознакомления с методикой совер­шенствования зоркости индейцев). Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилием увидеть, разглядеть удаленные предметы.

По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать расслаблением и с помощью следующих упражнений.

Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в левый, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.

В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.

Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассмат­ривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свои наручные часы.

Повторить 15 раз.

Этот комплекс рекомендуется выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2-3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз.

Дети с нарушением зрения нуждаются в осторожном подходе к занятиям физическими упражнениями. При регулировании физической нагрузки це­лесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

использовать как стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе урока) виды нагрузки;

варьировать формы и условия выполнения двигательных действий;

варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья за­нимающихся, уровня их физической подготовленности;

варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику и пр.;

воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжес­ти, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давления, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, особенно у детей с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями;

Учитывать сенситивные периоды развития физических качеств; - для улучшения психосоматического состояния использовать психо­гимнастику;

наблюдать за самочувствием занимающимся; умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной орга­низации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление;

при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимули­рование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интен­сивности, все то, что может спровоцировать приступ;

Учитывать, что нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперак­тивность компенсируются упражнениями на релаксацию, на регуляцию дыхательной системы, на снятие зрительного и эмоционального утомления, упражнением для глаз - «пальмингом».

Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Первомайская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

«Комплексы

утренней гимнастики

1-4 кл.; 5-9 кл.»

Подготовил

учитель физической культуры

Скляренко Михаил Николаевич

с.Первомайское

1.Ходьба на месте 10-15 с.На четыре счета вдох, на четыре – выдох.

2.И.п. – о.с. 1 – руки вперед. 2 – руки в стороны. 3. – руки вверх, встать на носки, потянуться. 4. – и.п. Повторить 3-4 раза. ТМ. (темп медленный)

3.И.п. – о.с., руки за спину. 1 – мах правой вперед. 2. – и.п. 3 – мах левой вперед. 4 – и.п. Повторить 5-6 раз. ТС. (темп средний)

4.Бег на месте в среднем темпе, 30 с.

5. И.п. – о.с., руки на пояс. Прыжки: 1-4 на левой ноге, 5-8 на правой, 9-12 – на обеих, 13-16 – четыре шага на месте. Повторить 3-4 раза. ТС.

6.И.п. – о.с. 1 – руки вверх, потянуться, вдох. 2. – руки вниз, выдох. 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз. ТМ.

1.Ходьба на месте под счет 15-20 с. ТС.

2.И.п. – о.с. 1 – шаг левой вперед, руки вверх, прогнуться, вдох. 2 – и.п. – то же правой. 3-4 – и.п. Повторить 3-4 раза. ТМ.

3.И.п. – о.с. 1 – шаг в сторону, руки вверх. 2-3 – наклоны вперед. 4. – и.п. Повторить 5-6 раз. ТС.

4.И.п. – о.с., руки на поясе. 1-4 – прыжки на левой, правую вперед. 5-8 то же на правой. Повторить по 5-6 раз. ТС.

5.И.п. – о.с., руки на поясе. 1-4 – четыре вращения тазом влево. 5-8 – то же вправо. Повторить по 4-5 раз. ТС.

6.И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – наклон вперед, коснуться пальцами пола, выдох. 2 – и.п., вдох. 3-4 – тоже. Повторить 6-10 раз. ТС.

7.Ходьба на месте, 15-20 с. На четыре шага вдох, на четыре – выдох. ТМ.

Комплексы утренней гимнастики

V -IX классы

1.И.п. – о.с. Ходьба на месте с хлопками впереди и сзади в ладоши, 20-25 с. ТС.

2.И.п. – о.с., руки за голову, кисти переплетены. 1-2 – встать на носки, руки вверх, ладони кверху, потянуться. 3-4 – опуститься на ступни, разъединяя кисти, руки через стороны вниз в и.п. Повторить 4-6 раз. ТС.

3.И.п. – о.с. 1 – упор присев. 2-3 – выпрямиться, правую ногу назад, руки вверх. 4 – и.п. То же с левой ноги. Повторить 4-6 раз. ТБ. (темп быстрый)

4.И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вперед. 2. – наклон влево. 3 – наклон назад. 4 – и.п. То же вправо. Повторить по 3-4 раза. ТС.

5.И.п. – о.с. 1 – мах левой ногой в сторону, руки в стороны. 2-3 – пружинящий выпад влево. 4. – и.п. То же вправо. Повторить по 3-4 раза. ТС.

6.И.п.- стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью. 1 – рывок руками назад, туловище повернуть влево. 2 – то же, туловище прямо. 3 – то же туловище направо. 4. – то же, туловище прямо. Повторить 4-6 раз. ТС.

7.И.п. – о.с. 1 – левую ногу на носок, левую руку вверх, правую в сторону. 2 – и.п. 3 – то же с правой ноги, правую руку вверх, левую в сторону. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. ТМ.

1.И.п. – о.с. 1-2 – встать на носки, руки вверх, соединив кисти тыльными сторонами. 3 – встать на стопы, дугами вперед руки назад с небольшим наклоном туловища вперед, руки опустить. 4 – и.п. Повторить 4-6 раз. ТМ.

2.И.п. – о.с. 1 – правую на шаг в сторону, руки в стороны, ладони кверху. 2 – кисти в кулаки и силой согнуть к плечам. 3-4 – приставить правую, руки выпрямить и свободно опустить. То же в другую сторону. Повторить по 4-6 раз. ТС.

3.И.п. – о.с. 1-3 – пружинящие приседы с постоянным увеличением глубины приседания. 4 – и.п. Повторить по 8-10 раз. ТБ.

4.Бег на месте, 15-20 с. ТС.

5.И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед в стороны. 1 – мах левой, достать ладонь правой руки. 2 – и.п. 3 – то же правой. 4 – и.п. Повторить по 7-8 раз. ТС.

6. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – прыжок, ноги вместе. 2 – прыжок, ноги врозь. 3-4 – то же, 16-20 прыжков. ТС.

7.Ходьба на месте, 15-20 с. ТМ