1 послание петра гл 5 толкование. Библия онлайн. Сомнения нашего времени

В этой главе апостол дает конкретные указания сначала пастырям, как они должны вести себя по отношению к своему стаду (ст. 1-4), а затем - младшим, чтобы они были послушными и смиренными и возлагали свои заботы на Господа, ст. 5-7. Далее он увещевает всех трезвиться и бодрствовать против искушений, быть твердыми в вере; искренно молится за них и заканчивает послание торжественным славословием, приветствиями и апостольским благословением.

Стихи 1-4 . Здесь мы можем заметить следующее:

I. Лица, к кому апостол обращается с увещанием, - пресвитеры, пасторы и духовные руководители церкви, старейшины, не по возрасту, а по положению, служители тех церквей, которым он писал послание.

II. Лицо, дающее это увещание, - апостол Петр: умоляю я. Чтобы придать особую силу своему призыву, Петр говорит, что он - сопастырь им и налагает на них только то, что готов сделать сам. Он был также свидетелем страданий Христовых, поскольку вместе с Ним находился в саду, сопровождал Его во дворец первосвященника и, вполне вероятно, наблюдал на расстоянии за Его страданиями на кресте, находясь среди толпы, Деян 3:15. Он добавляет, что был также соучастником в славе, что открылась до некоторой степени во время преображения (Мф 17:1-3) и полностью будет открыта в день второго пришествия Иисуса Христа. Запомним:

1. Кому надлежит учить других, тот должен тщательно изучить свои собственные обязанности, так же как научить людей их обязанностям.

2. Как отличаются дух и поведение Петра от духа и поведения тех, кто претендует на звание его преемников! Он не командует и не повелевает, а умоляет. Он не притязает на верховную власть над всеми пастырями и церквами, не называет себя кардиналом, викарием Христа или главой церкви, но считает себя пастырем. Все апостолы были пастырями, хотя не каждый пастырь был апостолом.

3. Быть свидетелем Христовых страданий - это честь, принадлежащая исключительно Петру и еще немногим, но быть участником славы, которая должна открыться, - это привилегия каждого искреннего христианина.

III. Описываются обязанности пастыря и то, как они должны исполняться. Долг пастыря тройной:

1. Пасти Божие стадо, проповедуя ему чистое Божие слово и управляя им в соответствии с теми указаниями, какие предписаны в Слове Божием; то и другое подразумевается в самом выражении пасите Божие стадо.

2. Пастыри церкви должны надзирать над ней. Пресвитера призываются исполнять служение епископа (как значит это слово), лично заботясь и бодрствуя над стадом, вверенным их попечению.

3. Они должны подавать пример стаду, практиковать в своей жизни святость, самоотречение, смирение и все другие обязанности христианина, все, что они проповедуют и к чему призывают людей. Эти обязанности должны исполняться не принужденно, не потому, что они обязаны делать это, не по принуждению со стороны светских властей или из страха, но от души, находя наслаждение в работе; не для гнусной корысти, не ради прибылей и выгод, связанных с занимаемым им положением, или особого вознаграждения за служение, но из усердия, видя в стаде нечто большее, чем просто шерсть, искренно и доброхотно стремясь послужить церкви Божией. Не господствуя над наследием Божиим, то есть не властвуя над ними с насилием и принуждением, не налагая на них никакого бремени человеческих измышлений вместо предписанного в Слове долга, Мф 20:15,26; 2Кор 1:24. Запомним:

(1) Достоинство Божией Церкви и всех истинных членов ее очень высоко. Эти бедные рассеянные страдающие христиане были стадом Божиим. Остальной мир - это табун диких зверей. Христиане - упорядоченное общество искупленных для Бога Великим Пастырем, живущих в святой любви и общении друг с другом по воле Божией. Кроме того, они удостоены звания наследия Божия, Его особого удела, они избраны из общего множества в качестве Его собственного народа, чтобы пользоваться Его особым благоволением и исполнять для Него особое служение. В Новом завете это слово никогда не ограничивается духовными служителями.

(2) Пастыри церкви должны смотреть на свой народ как на Божие стадо и наследие Божие и обращаться с ними соответственным образом. Это не их народ, чтобы они могли господствовать над ним по своей воле, но Божий народ, и с ним следует обращаться с любовью, кротостью и нежностью ради Того, Кому он принадлежит.

(3) Служители, занимающиеся служением по принуждению или из гнусной корысти, никогда не исполнят свое служение так, как должно, потому что совершают его неохотно, не добровольно.

(4) Самый верный для служителя способ приобрести уважение среди людей - это наилучшим образом исполнять свой собственный долг и всегда быть примером для них во всяком добром деле.

IV. В противоположность гнусной корысти, которая для многих является главной побудительной причиной к принятию на себя и исполнению пастырского служения, апостол представляет им венец славы, предназначенный Великим Пастырем для всех верных служителей. Запомним:

1. Иисус Христос - Пастыреначалъник всего стада и наследия Божиего. Он искупил их и управляет ими, Он защищает и спасает их навеки. Он является также Пастыреначальником над младшими пастырями, они приняли свою власть от Него, действуют во имя Его и в конечном счете будут отчитываться перед Ним.

2. Этот Пастыреначальник явится, чтобы судить всех служителей и пастырей, чтобы призвать их к ответу, исполняли ли они свой долг в личной жизни и в общественной в соответствии с вышеизложенными указаниями.

3. Те, кого Он найдет исполнившими свой долг, получат несравненно лучшее, чем временные выгоды: они получат от Великого Пастыря вечную славу самого высокого достоинства -неувядающий венец славы.

Стихи 5-7 . Изложив и объяснив долг пастырей, или духовных руководителей церкви, апостол переходит теперь к наставлениям паствы.

I. Как они должны относиться к своим служителям и друг к другу. Апостол называет их младшими, поскольку они, по большей части, были моложе своих степенных пасторов; он также хочет напомнить им о том, что они ниже их по своему положению; наш Спаситель применял этот термин для обозначения нижестоящих, Лук 22:26. Он увещевает более молодых и занимающих более низкое положение повиноваться пастырям, оказывать им должное уважение и почтение, покоряться их увещаниям, обличениям и их власти, их предписаниям и повелениям, как того требует Слово Божие, Евр 13:17. Относительно их взаимоотношений дается правило - подчиняться друг другу, в такой мере, чтобы принимать один от другого обличения и советы, быть готовыми носить бремена друг друга, исполнять все, к чему обязывают дружба и милосердие; отдельные члены должны подчиняться указаниям всей общины в целом, Еф 5:21; Иак 5:16. Поскольку повиновение старшим по возрасту или положению, а также подчинение друг другу противны гордой природе и эгоистичным интересам человека, то апостол советует им облечься смиренномудрием. «Да будут ваши души, ваше поведение, ваша внешность и все ваше существо украшены смирением - это самая прекрасная одежда, какую только вы можете надеть; это сделает послушание и обязанности легкими и приятными для вас; если же вы будете непокорными и гордыми, то Сам Бог восстанет против вас и сокрушит вас, ибо Он гордым противится, в то время как смиренным дает благодать». Заметьте:

1. Смирение есть великое средство, охраняющее мир и порядок во всех христианских церквах и обществах, а гордость - великий нарушитель того и другого, она является причиной большинства распрей и раздоров в церкви.

2. Между Богом и гордым человеком существует взаимная вражда (именно это означает данное слово), гордые воюют против Бога, а Он посмеивается над ними; Он противится гордым, потому что они уподобляются сатане, врагу Бога и Его Царства среди людей, Прит 3:34.

3. Кому Бог дает благодать быть смиренным, тому Он даст еще больше благодати, мудрости, веры, святости и смиренномудрия. Исходя из этого апостол добавляет: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время, ст. 6. «Так как Бог противится гордым, но дает благодать смиренным, то смиряйте себя не только друг перед другом, но и перед великим Богом; Его суд грядет на мир и должен начаться с дома Божиего, гл 4:17; Его рука всемогуща, и Он может легко низложить вас, если вы горды, и возвысить, если вы смиренны; Он обязательно совершит это, либо в земной жизни, если сочтет это наилучшим для вас, либо в день всеобщего возмездия». Запомним:

(1) Размышление о всемогущей руке Божией должно сделать нас смиренными и покорными Ему во всем, что Он посылает нам.

(2) Смирять себя под крепкую руку Божию - это ближайший путь к избавлению и возвышению; терпеливое перенесение Его наказаний, покорность Его воле, покаяние, молитва и упование на Его милость - залог того, что Он пошлет в свое время помощь и избавление, Иак 4:7,10.

II. Апостол, зная, что христиане, которым он писал, уже находились в очень тяжелом положении, справедливо предполагает, что его предсказание приближения еще больших трудностей может вызвать у них множество забот и страхов перед ними и теми последствиями, к каким они приведут их самих, их семьи и церковь Божию; предвидя, что эти чрезмерные заботы станут для них тяжелым бременем и жестоким искушением, он дает им прекрасный совет и подкрепляет его убедительным аргументом. Он советует им возложить все свои заботы на Него. «Все ваши заботы, расстраивающие и изнуряющие вас, ранящие ваши души и пронзающие ваши сердца, возложите на мудрое и милосердное провидение Божие; доверьтесь Ему со спокойной душой, ибо Он печется о вас. Он желает освободить вас от ваших забот и взять заботу о вас на Себя. Он либо отвратит то, чего вы так страшитесь, либо поддержит вас в том. Он устроит для вас все события так, что вы убедитесь в Его отцовской любви и нежности к вам, и все обернется вам во благо, а не во зло» (Мф 6:25; Пс 83:12; Рим 8:28). Запомним:

1. Самые лучшие из христиан склонны обременять себя чрезмерными, тревожными заботами; апостол называет их все заботы ваши, намекая, что заботы христианина различны и многообразны: личные и семейные заботы, заботы о сегодняшнем дне и о будущем, заботы о себе, и о других, и о всей церкви.

2. Даже у добрых людей бывают очень тягостные и часто греховные заботы; когда заботы возникают от неверия и неуверенности, когда они мучают и смущают душу, делают нас неспособными исполнять свой долг и препятствуют радостному служению Богу, тогда они преступны.

3. Самое лучшее средство против непомерных забот - это возложить их на Бога и предать каждое событие Его мудрому и милосердному предопределению. Твердая уверенность в правильности Божией воли и Его определений успокаивает человеческий дух. Мы... успокоились, сказавши: да будет воля Господня! (Деян 21:14).

Стихи 8-9 . Здесь апостол отмечает следующие три момента:

I. Он указывает на опасность со стороны врага более жестокого и неугомонного, чем наихудший из людей, и описывает:

1. Его характер и имена.

(1) Он - противник: «Противник ваш; не обычный противник, а враг, обвиняющий вас и ведущий против вас тяжбу в важном для вас судебном деле, он домогается ваших душ».

(2) Диавол, великий клеветник всех братьев; это название происходит от слова, означающего поражать или наносить смертельный удар. Он хочет поразить злобой ваш нрав и пустить яд в вашу душу. Если бы он смог поразить этих людей гневом и ропотом во время их страданий, то, может быть, ему удалось бы привести их к отступлению и гибели.

(3) Он рыкающий лев, голодный, сильный и жестокий, свирепый и прожорливый преследователь душ.

2. Его дело: он ходит, ища кого поглотить; его главная цель - поглотить и погубить душу. Он неутомим и неотступен в своих злобных устремлениях, ибо всегда, день и ночь ищет, стараясь поймать кого-нибудь в сети и погубить навеки.

II. Отсюда Петр делает вывод, что их долг состоит в следующем:

1. Трезвиться; управлять как внешним, так и внутренним своим человеком согласно правилам воздержания, умеренности и самоотречения.

2. Бодрствовать; не быть самоуверенными или беспечными, но помнить о постоянной опасности со стороны этого духовного врага и, сознавая ее, быть на страже, стараясь помешать осуществлению его замыслов и спасать свои души.

3. Противостать ему твердой верой. Именно на их веру нацеливался сатана; он знал, что если ему удастся поразить их веру и привести их к отступлению, то он достигнет своей цели и погубит их души; поэтому, чтобы разрушить их веру, он поднимает против них жестокие преследования и восстанавливает против них властелинов этого мира. Они должны противостоять этим жестоким испытаниям и искушениям хорошо обоснованной, решительной и твердой верой. Чтобы вдохновить их на это,

III. Он говорит, что их заботы не исключительные, так как они знали, что подобные страдания случаются с их братьями по всему миру и что все дети Божий являются их соратниками в этой борьбе. Запомним:

1. Все великие преследования, когда-либо возникавшие в мире, начинал, вдохновлял и осуществлял диавол, он не только клеветник братии наших, но и великий гонитель, люди – это его добровольные злобные орудия, а он главный противник, ведущий борьбу против Христа и Его народа Быт 3:15; Отк 12:12.

2. Поднимая гонение против верных рабов Божиих, сатана имеет целью привести их к отступлению посредством причиняемых им страданий и таким образом погубить их души.

3. Трезвость и бдительность необходимы в любое время, но особенно в дни страданий и гонений. «Умеряйте свою любовь к земному, иначе сатана очень скоро победит вас.

4. Если вы хотите победить сатану как искусителя, клеветника или гонителя, то противостойте ему твердой верой; если ваша вера сдастся, то вы обречены, поэтому паче всего возьмите щит веры» (Еф 6:15).

3. Сознание того, что и другие христиане страдают, помогает переносить свою долю страданий: ...Такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.

Стихи 10-14 . Мы приблизились к заключительной части послания.

I. Апостол начинает ее с очень важной молитвы, обращаясь с ней к Богу как Богу всякой благодати, от Кого исходит всякий небесный дар и всякое небесное звание и Кто все доводит до совершенства, удостоверяя их в том, что Бог уже призвал их быть сопричастниками той вечной славы, которую Он, будучи ее Собственником, обещал и назначил им через заслуги и заступничество Иисуса Христа. Заметьте:

1. О чем он просит для них; не о том, чтобы освободить их от страданий, но чтобы они были умеренными и недолгими, чтобы Бог, по кратковременном страдании их, возвратил их к мирной и спокойной жизни и совершил в них Свой труд: укрепил против всяких колебаний в вере или в исполнении ими своего долга; утвердил слабых и поставил их на Христе как на твердом основании прочно, так, чтобы их союз с Ним была нерасторжим и вечен. Запомним:

(1) Всякая благодать исходит от Бога, посредством Своей благодати Он обуздывает человека, обращает, утешает и спасает его.

(2) Все призванные в состояние благодати призваны и к участию в вечной славе и вечном блаженстве.

(3) Все призванные быть наследниками вечной жизни через Иисуса Христа должны, тем не менее, страдать в этом мире, но страдания их будут кратковременны.

(4) Совершенствование, утверждение, укрепление добрых людей в благодати и сохранение их в ней представляет собой настолько трудное дело, что его может совершить только Бог всякой благодати, поэтому Его следует усердно искать путем постоянной молитвы и уповать на Его обетования.

2. Доксология апостола, cт. 11. Из этой доксологии мы видим, что все, получившие благодать от Бога всякой благодати, должны и будут приписывать Ему славу и державу во веки веков.

II. Апостол резюмирует цель написания своего послания к ним (ст. 12), состоявшую в том, чтобы:

1. Засвидетельствовать им и уверить их, с помощью сильнейших доводов, в том, что учение о спасении, которое он преподал и они приняли, было истинным учением о Божией благодати, предсказанным пророками и возвещенным Иисусом Христом.

2. Призвать их твердо стоять в евангельском учении, принятом ими, несмотря на все хитрости обольстителей и гонения врагов.

(1) Главное, к чему должны стремиться служители в своем труде, - это убедить людей в достоверности и превосходстве христианской веры; именно об этом апостолы свидетельствовали и этим утешали людей, прилагая все свои силы.

(2) Твердое убеждение, что мы находимся на истинном пути к небу, лучше всего побуждает нас твердо стоять на этом пути и не отступать от него.

III. Петр хвалит Силуана, с которым он послал им это короткое послание, как верного брата, любящего их, и надеется, что и они тоже ценят его, хотя он был служителем необрезанных. Заметьте, что уважительная оценка труда духовного служителя в значительной мере содействует успеху его труда. Когда мы убеждены в верности служителя, то его служение принесет нам больше пользы. Предубеждения, какие могли быть у некоторых из иудеев против Силуана, поскольку он был служителем язычников, вскоре должны были рассеяться, как только они будут убеждены в том, что он был верным братом.

IV. Петр заканчивает послание приветствием и торжественным благословением. Заметьте:

1. Петр, находясь во время написания этого послания в Вавилоне Ассирийском (куда он пришел как апостол обрезанных, чтобы посетить тамошнюю церковь, бывшую главной из церквей рассеяния), посылает от этой церкви приветы другим церквам, которым он писал (ст. 13), сообщая им, что Бог избрал христиан в Вавилоне из мира, чтобы сделать их Своей Церковью и участниками вечного спасения через Иисуса Христа вместе со всеми другими верными христианами, гл 1:2. К этому приветствию апостол присоединяет евангелиста Марка, бывшего в то время вместе с ним, называя его духовным сыном, так как он обратил его в христианство. Заметьте, что все церкви Иисуса Христа должны иметь самую нежную заботу друг о друге, иметь взаимную любовь, молиться друг за друга и, по возможности, помогать друг другу.

2. Он призывает их горячо любить друг друга и выражать это лобзанием любви (ст. 14), как было принято в те времена в тех странах, и заканчивает послание благословением, обращенным ко всем, кто во Христе Иисусе, то есть соединены с Ним верой и являются здоровыми членами Его мистического тела. Благословение, призываемое на них апостолом, есть мир, под которым он подразумевает всякое необходимое благо, всякое благоденствие; к этому он добавляет аминь в знак искреннего желания и твердой надежды, что мир будет уделом всех верных.

5:1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
Пётр снова может показаться нескромным, заявляя о себе пред всеми, что он – сопастырь Христа и соучастник будущей славы помазанников, которая непременно откроется. Но это только кажется: это нормально, если музыкант, к примеру, заявляет о себе как о музыканте и уверен в том, что он будет участвовать в предстоящем концерте, ибо его пригласили и он об этом точно знает, получив пригласительный. Наблюдатель со стороны, не слыша его игры и не видя пригласительного – может, конечно, засомневаться в правдивости музыканта, но что до того? Музыкант сам в себе знает, что это так, да и всё.

Так же и Пётр знал сам в себе о том, что его пригласили участвовать в главном «концерте» вселенной - в тысячелетнем правления Христа в качестве его соправителя.

5:2-4 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы
Всем пастырям в собраниях не помешает усвоить, что пасти надлежит им - стадо Божье, не своё. В церкви Божией в принципе - никто никого не должен заставлять что - либо делать, разве что - попросить. Этот выбор - как и каким даром послужить другим - каждый решает добровольно, по мере дара, который дал Бог. Поэтому те, кто становятся пастырями, делают это добровольно. И уж если вызвались по доброй воле за стадом Божьим присматривать – то тогда и пасите с большим желанием и с радостью, а не так, словно из под палки и злясь на тех, кто требует вашего внимания и отнимает ваше время. (Лучше не беритесь – греха в том не будет, чем, взявшись - угробите чужое стадо.)

И не вздумайте, пастыри, господствовать над чужими овцами (распоряжаться ими по-своему и в своих целях). В том, как нужно жить в обществе соверующих – показывайте личный хороший пример.

Братья, желающие пасти Божье стадо, не только не должны изначально иметь неправильные мотивы (например, желание выделиться среди соверующих или чем-то попользоваться от них, или поблистать на сцене), но и должны следить за собой постоянно для того, чтобы, имея изначально исключительно чистые мотивы - со временем незаметно для себя не обрести и нечистые.

Подавать пример стаду - это единственно возможный и самый лучший способ вести стадо. Ибо в большинстве случаев люди учатся от нас не тому, что мы говорим, а тому, как мы поступаем. Поэтому пастырь прежде всего обязан постараться жить так, чтобы подавать достойный подражания пример, благодаря которому идущие за ним - могли бы прийти к Богу.
Только в этом случае усилия пастырей в СВОЁ ВРЕМЯ (не сию же секунду и не для этого века) будут учтены добрым воздаянием в вечности за всё их добро для собрания и дела Божьего.

5:5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Н
е только на пастырей Бог возлагает определённые обязанности, но и на овец, пасущихся под надзором пастыря – также.

Овца - это кроткое и послушное животное и Бог не есть Бог неустройства, но Бог порядка. Не предусмотрел Бог, чтобы в стаде каждый сам себе пастырем был. Но предусмотрел, чтобы кто- то, кто это может делать - координировал действия всего стада в интересах дела Божьего. Подчинятся в Господе пастырям или нет - это не вопрос личного предпочтения, а вопрос доверия к Отцу.

И друг другу в собрании - тоже подчиняться должны. Ведь ежели Ваня, например, который три дня назад крестился, покажет по Писанию авторитетному брату, например, старейшине, что тот в чём-то неправильно поступает, не по Христу - должен ли этот авторитетный брат слову Божьему, Ваней показанному, подчиниться? Должен. Ибо суть собрания не в том, что пастырь - командует овцами, а в том, что каждый должен помочь каждому крепко держаться пути Божьего и не сбиться с него. ВСЕМ надо дойти до конца и сформировать в себе христианские качества. Собрание в этом помогает.

Овцы также должны признавать старшинство пастырей и не затруднять им жизнь своими выбрыками, овец – много, а пастырь – один. И если каждая овца начнёт брыкаться – то бедный пастырь. Овцы должны помогать пастырю созидать собрание, а не мешать ему в этом. Такое мирное взаимное сотрудничество будет благословлено Богом, и собрание будет расти крепнуть. А к брыкающимся и упирающимся овцам – Бог не благоволит.

5:6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
Каждый, кто сможет смириться под крепкую руку Божью и с уважением отнесётся к тому, что Он делает для народа своего, организовывая его через устройство собраний – В СВОЁ ВРЕМЯ ждут перемены к лучшему – «возвышение» положения по сравнению с тем, в котором христианам приходится пребывать в веке этом.

5:7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
Как возложить все заботы на Иегову? Легко: забот в веке этом будет много. Всё , что мы можем решить сами - решаем сами. НО!! в согласии с Божьими принципами, а не по-своему. И только тогда можно будет сказать, что Бог берёт на себя решение наших проблем.
Если мы не можем решить проблемы сами, не нарушая Его принципов –тогда лучше вообще перестать решать проблему и надеяться, что Бог как-то отпустит её в своё время. Главное – не решать ничего по своим собственным принципам или по принципам мира сего.

5:8 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить
Дьявол - представлен не просто ленивым сонным лёвиком, безразлично зевающим на добычу. Но представлен как голодный зверюга, ищущий каждую секунду, на кого же ему напасть. Кто не в укрытии и безоружен – тот и пойман будет им. Потому в «саванне» этого мира и нельзя расслабляться ни на секундочку: без оружия на природу - не выходить, а ещё лучше – из "укрытия" (собрания) не выползать.

Но что может опьянить или усыпить христианина? Очень даже это может сделать благополучие и некоторые успехи: когда, например, наконец- то побеждена какая-то греховная привычка после многих усилий и ты чувствуешь себя героем, твердо стоящим на ногах - вот в это время ОСОБЕННО и нужно «трезвиться и бодрствовать». Ибо выиграть одно сражение - ещё не означает выиграть войну.

5:9 Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.
Знание того, что точно такие же проблемы происходят во всём мире, и наши братья и сёстры как-то умудряются с ними справляться – помогут ободриться и справляться с ними так же: ведь все мы - из одного теста слеплены, если может хотя бы один, а то - и десять, и тысячи, то почему же не сможем мы?
Собрание справляющихся с проблемами - не пьющих, не курящих, не ворующих, не блудящих, и т.д. - поможет противостать дьяволу: на миру и смерть красна, с большим количеством людей и умирать не так страшно, не то, что бросать, скажем, курить или пить. Или претерпевать какие-то лишения.

Можно, к примеру, сильно расстраиваться из-за того, что нет возможности фрукты покупать (для полноценного питания), а когда узнаёшь, что у других братьев - на целый день одна картофелина для покушать и при этом - вера их совсем от этого не ломается, то и сам укрепляешься и не думаешь уже о себе как о ВЕЛИКОмученике.

5:10,11 Бог же всякой благодати..по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми
Как видно из этого стиха, любое наше страдание на самом деле - «кратковременное» (хотя кажется, что время остановилось, когда мы страдаем), и оно обязательно не сегодня, так завтра закончится. И хорошо, если не будет потом стыдно за свое поведение в то время, пока это «страдание» длилось.

Тем более, что помощник у нас в этом противостоянии дьяволу и искушениям есть: сам Иегова, дающий становиться всем нам на ноги. Он и поможет нам усовершиться – стать лучше, сильнее, твёрже в вере и решительнее в добрых делах, Он и помогает приближаться к совершенству.

Ему слава и держава во веки веков. Аминь
Потому именно Ему и принадлежит всяческая похвала и слава и честь вовеки

5:12 Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите.
Силуан - хороший брат, ибо если бы Пётр не доверял ему – не послал бы его с письмом в собрания. Письма - иногда единственная возможность укрепить и ободрить кого-то, если нет возможности увидеться лично. А в нашем времени - интернет выручает в этом смысле: не приходится ждать месяцами посланников с письмами от соверующих.

5: 13,14 Приветствует вас избранная, подобно [вам, церковь] в Вавилоне и Марк, сын мой.
14 Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь.
Можно подумать, что у апостола Петра сын был, Марк. Но вот, что об этом - в словаре Брокгауза:

Марк (лат. "молот"), второе имя иудеохристианина Иоанна из Иерусалима (Деян 12:12). Возм., он был левитом, т.к. именуется двоюродным братом левита Варнавы (Кол 4:10; Деян 4:36, в Синод. пер. - "племянник": греч. слово анепсиос может иметь оба этих значения). М. часто отождествляют с юношей, к-рый во время ареста Иисуса, вырвавшись, убежал нагим, когда стража хотела его схватить (Мк 14:51,52). Дом Марии, матери Марка, стал впоследствии местом собрания Иеру-салимской церкви; туда после освобождения из темницы направился Петр (Деян 12:12). …
Во время первого заключения Павла М. находился при нем в Риме (Кол 4:10; Флм 1:24), и после второго ареста Павел настойчиво просил через Тимофея, чтобы М. прибыл к нему (2Тим 4:11). Позднее М. стал сподвижником Петра (1Пет 5:13), к-рый называл его "своим сыном". Это означает, что М. был приведен к вере Петром. Пребывание М. в Риме имеет особое значение, если учесть, что он - автор второго Евангелия. О его дальнейшей жизни и деят-сти ничего не известно. (Согл. раннехрист. преданию, М. основал церковь в Александрии Египетской, где и по сей день егип. христиане-копты благоговейно хранят память о нем, и там же он претерпел мученич. кончину во имя Иисуса Христа.)


И выражение здесь интересное: приветствуйте друг друга ЛОБЗАНИЕМ ЛЮБВИ – в щёчку, наверное, целовали друг друга близкие братья. Очень правильно, считаем, делали: обнимались и целовались по-братски.

Баркли: Самое интересное в этом стихе - призыв приветствовать друг друга поцелуем любви. На протяжении столетий такой поцелуй был неотъемлемым элементом христианского братства и христианского богослужения; его история и его постепенное исчезновение представляют для нас большой интерес. У иудеев был такой обычай: ученик целовал своего учителя - раввина в щеку и клал ему руки на плечи. Именно это сделал Иуда, предавая Иисуса (Мар. 14,44). Поцелуй был знаком гостеприимного приветствия и уважения. (Лук. 7,45). Послания Павла часто заканчиваются призывом приветствовать друг друга святым целованием (Рим. 16,16; 1 Кор. 16,20; 2 Кор. 13,12; 1 Фес. 5,26).

Только вот поцелуй любви, должен быть от чистого сердца, а не как у Иуды.

5:1 сопастырь. Хотя Петр уже упоминал свое звание апостола (1,1), здесь, в поддержку руководителей малоазийских церквей, он подчеркивает свое с ними единодушие и общность.

5:2 пасите Божие стадо. Это выражение в общих чертах описывает обязанности пресвитера. Образ пастыря подразумевает заботу, защиту, управление и руководство. В ВЗ это слово служило метафорой для обозначения вождей Израиля (Иез. 34,1-10). Сам Иисус обрисовал им Свое отношение к Церкви (ср. 2,25; см. Лк. 15,3-7; Ин. 10,1-18). В устах Петра это слово заставляет вспомнить его вторичное призвание (Ин. 21,15-17).

надзирая. Греч.: "эпископунтес", того же корня, что и существительное "эпископос" - епископ, надзиратель, блюститель (2,25; Деян. 20,28; Флп. 1,1; 1 Тим. 3,1.2). "Епископ" употреблено как допустимый синоним слова "пресвитер" ("старейшина", "старший") в Деян. 20,17 и Тит. 1,6.7. Епископство подразумевает надзор, управление и руководство (Тит. 1,7 и ком.).

не для гнусной корысти. Осуждается корыстолюбие и алчность, но не продиктованная любовью благодарность за труд (1 Кор. 9,14; 1 Тим. 5,17.18).

5:4 Пастыреначальник. Христос (2,25). Такое именование выявляет связь пастырской заботы Христа с деятельностью церковных руководителей: они - помощники Пастыря, ответственные перед Ним.

5:5 пастырям. Это же греч, слово в ст. 1 употреблено в смысле "церковнослужители"; здесь это слово, вероятно, имеет более общее значение - "старшие" (ср. 1 Тим. 5,1).

5:8 противник ваш диавол ходит. Греч. слово, переведенное "противник", применялось к оппоненту на судебном разбирательстве; слово "диавол" (греч.: "диаволос") - перевод в Септуагинте еврейского слова "сатана", которое и означает "противник", "клеветник" или "обвинитель" (Иов 1,6-12; Зах. 3,1.2; ср. Откр. 12,9.10). Фраза указывает на первичный источник любых преследований.

как рыкающий лев. Образ, возможно, заимствован из псалмов (напр., Пс. 7,3; 9,30.31).

5:10 Бог же всякой благодати. Бог дарует помощь и силу соразмерно всякой нужде и потребности.

призвавший нас в вечную славу Свою. Цель извечного и действенного замысла Божия в отношении верующих - прославление их (Рим. 8,28-30; 2 Кор. 4,17).

во Христе Иисусе. Все дары Божией благодати подаются верующему через его единство со Христом. См. ком. к 2 Кор. 5,17.

5:12 чрез Силуана. Вероятно, Сила из Деян. 15,40, спутник Павла в его втором миссионерском путешествии. Выражение "чрез Силуана" не уточняет его роли. Может быть, он просто доставил послание, а может быть, служил секретарем (писцом).

5:13 Приветствует вас... церковь в Вавилоне. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

Марк, сын мой. Иоанн Марк (Деян. 12,12.25; 13,5.13; 15,37-39). Согласно Папию (ок. 60-130 гг. по Р.Х.), Марк тесно сотрудничал с Петром и от него получил большую часть материала для своего Евангелия.

5:14 лобзанием любви. Поцелуй был и есть распространенная форма приветствия на Ближнем Востоке (Мф. 26,48.49; Лк. 15,20), соответствующая современному западному рукопожатию. Для христиан этот обычай должен быть внешним знаком их любви и единства. Ср.: "целование святое" (Рим. 16,16; 1 Фес. 5,26).